Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Познавательные принципы

В распоряжении социологии имеется ряд методологических принципов, на которые она опирается при решении познавательных задач.

1. Принцип детерминации.

Понятие детерминации (от лат. determinare — определять) обозначает причинную обусловленность явлений и событий.

А принцип детерминации предполагает поиск социологическим сознанием причинных факторов, определяющих развитие и функционирование конкретных социальных формообразований.

Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты со всеми сопутствующими им социогенными структурами способны задавать существующим структурам отношений, деятельности и сознания определенную содержательно-смысловую направленность.

Причинных факторов такого рода существует огромное множество. Для социолога представляют первостепенный интерес те из них, что располагаются внутри соииосферы, то есть экономические, политические, социокультурные, технологические, психосоциальные и т. д. Практически каждая из указанных совокупностей причинных факторов в отдельные исторические моменты возводилась теми или иными исследователями в ранг определяющего, ведущего причинного фактора. В результате образовался целый ряд методологических подходов, соответствующих различным типа детерминизма. Это методы экономического детерминизма К. Маркса, политического детерминизма Платона и Аристотеля, социокультурного детерминизма М. Вебера и П. Сорокина, психосоциального детерминизма К. Г. Юнга и Э. Фромма, технологического детерминизма У. Огборна и Л. Мэмфорда и т. д.

В социально-правовой сфере важно различать такие виды детерминации, как номотетическую (осуществляющуюся посредством необходимости, через неуклонное действие закона-номоса) и эвентуальную (проявляющуюся посредством случайности). Традиционно считалось, что лишь первая играет существенную роль в области права, что она задает меру, параметры нормативности, определяющие дальнейшую судьбу структур и субъектов. Отношение к месту и роли эвентуальной детерминации в правовой и криминальной реальности изменилось с возникновением синергетики.

2. Принцип рационализации.

Данный принцип предполагает построение сугубо рациональных объяснительных схем, дающих возможность знать и понимать суть того, что происходит в сфере социально-правовой реальности. Рациональное понимание — это процесс смыслообразования, когда объективные смыслы, содержащиеся в предмете, соединяются с субъективными смыслами, являющимися личным достоянием индивидуального сознания, и образуется нечто третье, проливающее дополнительный свет на суть вещей. Для исследователя понять нечто — это значит подчинить смыслы, уже содержащиеся в объекте, смысловым первопринципам своей концепции.

Рациональное понимание — это не только обладание знаниями в виде той информации, что имеется в данный момент в распоряжении социологов и может быть усвоена ими. В индивидуальном сознании эта информация обретает субъективно-личностную окрашенность вместе с специфическими смысловыми акцентами, создавая тем самым предпосылочную интеллектуальную ситуацию, обусловливающую процесс действительного понимания.

3. Принцип противоречия.

В свете принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коллизий — конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. п. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происходит в социальной действительности. В отношениях между противоположностями и за каждой из них всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследовании и что составляет истинную "живую жизнь" человека внутри социальной реальности. Это, однако, не может служить препятствием для теоретического анализа, поскольку сами противоречия — это тоже "живая жизнь", причем взятая в ее наиболее существенном измерении.

В социологических исследованиях учитываются следующие параметры принципа противоречия: 1. В каждом социальном феномене содержатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. 2. Основные признаки отношений противоположностей — не только взаимополагание и взаимопроникновение, но и содержательно-функциональная "асимметрия", то есть наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчиненной сторон, каждая из которых обладает собственной тенденцией изменений, подчиненной как внешним воздействиям, так и внутренней логике своего саморазвития. 3. Каждое конкретное социальное противоречие проходит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения; оно не в состоянии бесконечно долго пребывать в застойном положении омертвевшей антитезы и рано или поздно самоликвидируется. 4. Социальное противоречие обладает "чувственно-сверхчувственной" природой, то есть имеет чувственно воспринимаемую форму, в которую облачено его внутреннее, "сверхчувственное", умопостигаемое содержание, обнаруживающееся по его воздействиям на окружающую действительность. 5. Социальное противоречие представляет собой общественное отношение, где стороны связаны непосредственными и опосредованными, постоянными и переменными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой.

6. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей социальные противоречия могут либо способствовать стабилизации общественной системы, упорядочению ее структур, повышению степени ее цивилизованности, либо же, напротив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.

7. Абсолютное большинство социальных противоречий возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. 8. Социальные противоречия являются следствиями действия одних конкретных факторов и причинами возникновения других, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах этого же социального пространства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм бытия, где гармония относительна, а противоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно. 9. Благодаря динамике возникновения, обострения и разрешения бесчисленного множества конкретных социальных противоречий совершаются благотворные или недоброкачественные изменения в характере социальной реальности.

4. Принцип эмпиризма.

Для того чтобы социологическая картина мира права была достаточно полной, ученым-социологам необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов, касающихся реальных правовых отношений. Среди социологов всегда находится достаточно большое количество представителей их профессионального цеха, считающих, что именно работа с конкретными социальными фактами является их главной задачей, а статистические выкладки представляют собой вершину социологической мудрости. Как бы то ни было, социология располагает достаточно эффективным инструментарием для анализа фактов социально-правовой жизни. В ее распоряжении имеются разнообразные методы и методики эмпирических исследований. С их помощью осуществляются сбор и обработка первичной информации. Они способны добывать такую информацию о деятельности правовой системы, которую сами юристы с их традиционными аналитическими средствами добыть не в состоянии.

Считается, что большая часть методов конкретно-социологических исследований обладает универсальной приложимостью и может использоваться при исследовании различных социальных сфер, включая и сферу права. Однако специфика взятого из жизни материала, наполняющего эти сферы, неизбежно заставляет исследователей вносить в свои программы необходимые коррективы. То есть диалектика общего и особенного имеет здесь вполне конкретный вид частных методик для анализа фактов правовой жизни общества. Своеобразие социально-правовых реалий, будь то институты, отношения или ментально-мотивациоииые структуры субъектов правосознания, накладывает свой характерный отпечаток на исследовательскую технологию и технику.

Явным достоинством эмпирической социологии права является ее способность получать объективную информацию о состоянии дел в социально-правовой сфере, предоставлять ее в распоряжение не только государственным институтам, но и гражданскому обществу. А это, в свою очередь, помогает контролировать деятельность правовой системы и своевременно принимать меры по ее совершенствованию.

Объективность и беспристрастность получаемой информации являются ее важными свойствами, которые выглядят чрезвычайно ценными на фоне повсеместного господства субъективных оценок относительно различных сторон деятельности правовой системы,