Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

(от греч. basis - основание) - англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По ...

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА

должностное лицо, определяющее основные направления деятельности высшей исполнительной власти государства – правительства и организующее его ...

КОММУНИЗМ

(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей ...

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА

в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения ...

Социальная структура правовой нормативности

Право, как одна из важнейших социокультурных форм, имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального самоутверждения. Для Гегеля идея права — это идея свободы, или "наличное бытие свободной воли". Как и всему сущему, праву свойственна своя логика диалектического развития, в ходе которого оно проходит несколько фаз. Первую из них Гегель называет абстрактным правом. На этой ступени свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. Именно собственность делает его личностью, субъектом правосознания и правоотношений, способным уважать личность в любом другом человеке. На уровне абстрактного права учитываются только внешние предпосылки правоспособности субъекта. О внутренних, мотивационных аспектах его правосознания речь пока не идет.

Следующую после абстрактного права ступень Гегель называет моральностью. Здесь речь идет уже о том, что субъекты права должны не только обладать частной собственностью, но и иметь развитое правосознание. Они должны сознательно относиться к правопорядку, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, законности и справедливости, иметь соответствующие представления о субъективной, мотивационной стороне преступлений. От личности здесь требуется способность критически анализировать свои отношения с морально-правовой реальностью. Моральность трактуется Гегелем как образ мыслей, совесть и воля частных лиц, воплощающиеся в их действиях. Ее недостатки он видит в том, что она заставляет индивидов расточать "скучные жалобы" на несовершенство мира, на жестокость истории и злонравие людей. Морализирование для Гегеля — пустое и бессмысленное занятие, которое выглядит смешным на фоне тех грандиозных исторических задач, которые решает Мировой Дух.

Эти недостатки преодолеваются на третьей, высшей ступени, именуемой нравственностью. Она предполагает развитие у индивидов созидательных способностей к жизнестроительству и правотворчеству. При этом они выказывают способность к созданию различных форм цивилизованного общежития, включая семью, гражданское Общество и государственность. Во всем, что при этом создается, присутствуют особенности народного духа и религиозных воззрений народных масс.