Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Роль знаний в деятельности правосознания

Праву необходимы надежные основания, которые исходили бы не только извне, но и пребывали бы в самом человеке, в субъективных, внутренних, мотивационных структурах его духа. Индивид должен проявлять встречную активность, иметь желание, волю и мужество двигаться по направлению к добру и справедливости. Для этого в индивидуальном сознании универсальность и абсолютность внешних требований обязаны принять форму личных убеждений. Личности необходимо пропустить эти требования через контролирующую инстанцию критической рефлексии, а затем остановиться, успокоиться и утвердиться в сознании их непреложной достоверности и в уверенности, что для нее не существует в жизни иных путей, кроме того, чтобы всегда, при любых обстоятельствах следовать им.

Начальным пунктом, с которого открывается путь к подобному принятию, способно выступать знание. Так, например, Сократ в свое время полагал, что поскольку объективные всеобщие и абсолютные естественно-правовые нормы существуют, то долг человека в том, чтобы знать, во-первых, об их существовании, а во-вторых, о содержании заключенных в них требований. Только тот, кто знает, что такое добродетель, законопослушание и справедливость, может быть добродетельным, законопослушным и справедливым. Знание такого рода — это путь к законопослушному поведению. И напротив, незнание этих, казалось бы, простых, но очень важных вещей чревато пороками и преступлениями. Зло гораздо чаще проявляется в тех, кто не знает сути добра и справедливости, чем среди знающих ее. Беззаконие гораздо быстрее воцаряется среди темноты и невежества, чем в просвещенной среде.

Тот же Сократ был убежден, что люди в своем большинстве не обладают врожденной предрасположенностью к злу, и если они и творят его, то это происходит, как правило, по неведению. Тот, кто несведущ, невежествен, не в состоянии сделать правильный выбор в сложной ситуации. А за неразумным, неверным выбором могут последовать роковые проступки и преступления.

Мыслящий дух ощущает в себе потребность знать суть самых привычных норм и традиционных требований, сосредоточенных в морали и праве. Он задается вопросами об их истинности, испытывает их на достоверность. Это испытание может иметь целью расшатывание и даже ниспровержение норм и законов.

Рассудительность, руководствующаяся сиюминутными соображениями пользы и выгоды, способна даже абсолютные и безусловные заповеди и законы толковать как относительные, чтобы приспосабливать их к своим нуждам. Но это крайне низкая ступень духовного развития, и личность, находящаяся на этой ступени, является пленником своих непосредственных желаний, интересов и потребностей. Это дух, которому неведома высшая свобода и который легко впадает в рабскую зависимость от разнообразных внешних случайностей. Какое бы изобилие законов ни существовало в государстве, сколь много бы норм достойного поведения ни выработал народный дух, прагматически ориентированный рассудок с легкостью переступит через них при надобности, поскольку не ощущает собственной привязанности к их абсолютному содержанию.

Иначе ведет себя обладатель зрелого нравственно-правового сознания, для которого нравственные и государственные законы незыблемы. Свидетельства их непререкаемости он находит не только в них, но и в самом себе.