Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ГОСУДАРСТВО

важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В ...

АУТИЗМ

(от греч. autos - сам) - англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой ...

АУТСАЙДЕР

- англ. outsider; нем. Aussenseiter. 1. Индивид или группа, к-рая либо в силу собственного выбора ...

Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания

Правосознание представляет собой своеобразный "пульт управления", куда поступает информация с двух сторон — от цивилизационной системы со всеми ее звеньями и от самого субъекта с его интересами, ориентациями, потребностями. Задача правосознания — изыскивать способы согласования устремлений, исходящих от обеих систем, сглаживать противоречия, предупреждать конфликты, предлагать варианты возможных компромиссов, а затем уже посылать команды на определенные социальные действия. Мотивационное пространство индивидуального правосознания является как бы полем "мыслительных экспериментов", в ходе которых вырабатываются и выбираются наиболее приемлемые поведенческие модели.

Чем более зрелым является правосознание, тем обширнее имеющийся передним веер возможностей цивилизованного существования, тем больше он вмещает различных форм цивилизованного поведения, способных удовлетворить и трансгрессивные притязания личности, и внешние требования цивилизационной системы. Общее свойство этих форм состоит в том, что они включают лишь те средства взаимоадаптации, которые отвечают критериям антагонального, договорного, взаимовыгодного сосуществования.

В состоянии правосознания можно выделить две ступени -гетерономную и автономную. Гетерономия предполагает, что нормы права .выступают для личности как нечто сугубо внешнее и достаточно чуждое ее изначальным устремлениям. Человек обязан в своем поведении руководствоваться этими извне задаваемыми образцами, не являющимися для него его "второй натурой". Сам индивид может быть при этом имморален, но под давлением содержащихся в правовых нормах регулятивно-императивных потенциалов он вынужден приспосабливать свои действия к их требованиям.

Автономное правосознание тоже руководствуется требованиями цивилизационной системы. Но эти нормативы настолько глубоко интегрированы в индивидуальное "Я" субъекта, что он зачастую склонен считать их своим внутренним достоянием. Подчинение им выступает для личности в качестве акта свободного внутреннего предпочтения. Автономия состоит здесь в том, что правосознание оказывается, по сути, свободным от внешнего принуждения. За ко но послушание опирается в данном случае не на внешние, а на внутренние, и притом довольно глубокие, "предправовые" уровни нормативной саморегуляции морального, нравственного, а порой и религиозного характера. В итоге возникает впечатление, будто бы правосознание "самозаконодательствует", само определяя для себя содержание должного и поэтому не нуждаясь во внешнем принуждении. Обходясь без помощи внешней нормативно-правовой регуляции, автономное правосознание обнаруживает способность самостоятельно противостоять как негативным импульсам, идущим из его собственных "доправовых" и "доморальных" глубин, так и деструктивным, анормативным воздействиям внешнего характера.