Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

(от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической ...

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью ...

АТОМИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

- англ. atomism, sociological; нем. Atomismus, soziologischer. Воззрение, согласно к-рому конкретно реален в обществе лишь ...

КРАТОЛОГИЯ

(греч. kratos - власть, греч. logos - учение) - для России это новая наука (Халипов, ...

ИМПИЧМЕНТ

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая проце­дура привлечения к суду парламента высших должностных лиц ...

М. М. КОВАЛЕВСКИЙ

Максим Максимович Ковалевский (1851—1915) — русский социолог, историк, правовед. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Преподавал государственное право в Московском университете, был депутатом I Государственной думы и членом Государственного Совета. Принадлежал к позитивистскому направлению в русской социально-правовой мысли. Был одним из основателей юридической компаративистики.

В исследовании "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" Ковалевский объяснял сходство социальных институтов у различных народов двумя видами обстоятельств — во-первых, прямыми и опосредованными заимствованиями и, во-вторых, сходством условий, при которых эти институты возникали. Важным следствием проведенного исследования стал вывод о бесплодности внешних усилий, пытающихся навязать тому или иному народу какие-либо новые для него организационные, экономические, политические или правовые институты, если у него нет внутренней предрасположенности к их ассимиляции.

Сравнительно-исторический метод в правоведении позволяет находить общие для разных народов, цивилизаций, культур и для различных эпох социально-правовые нормы, ценности, институты. Он же дает возможность обнаруживать типовые модели правовых отношений и универсальные стереотипы правосознания и тем самым прямо выходить на проблему, которая у М. Вебера получила название проблемы идеального типа.

Значителен вклад Ковалевского в развитие генетической социологии, исследующей происхождение таких социальных институтов как семья, государство, право, нравственность, религия. К ее проблемам применима компаративистская методология, позволяющая привлекать данные самых разных наук и сведения из разнообразных источников.

Ковалевский уделил особое внимание проблеме солидарности, понимая под ней естественно складывающуюся, нормативно и ценностно оформленную, подкрепляемую моральными и правовыми предписаниями форму кооперирования сил и энергии большого числа индивидуумов. В свете такого понимания право предстает у него как нормативная система, функционально ориентированная на приведение индивидуальной свободы в соответствие с требованиями общественной солидарности.

Подобный подход позволял противопоставить антагонистической парадигме марксистов, трактующих право и государство как институты насилия, конвенциально-согласительную интерпретацию права как механизма, обеспечивающего взаимную адаптацию встречных требований отдельной личности и социальной системы как целого.