Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МОБИЛЬНОСТИ теория

(от фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому действию) - система идей в ...

КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО

— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный ...

КОНФЛИКТ (традиции

) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания ...

ДЕМОКРАТИЯ

(греч.demos народ, kratos – власть) – народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, ...

МЕРИТОКРАТИЯ

(от лат. meritus – достойный и греч.kratos – власть; букв. – власть наиболее одаренных) – ...

Г. ЗИММЕЛЬ

Георг Зиммель (1858—1918) — немецкий социолог, культуролог, философ, стремившийся сочетать в своих исследованиях познавательные возможности социологии и метафизики. Выпускник, а затем преподаватель, профессор Берлинского университета. Преподавал в университете Страсбурга. На его взгляды оказали влияние идеи Кассирера и Бергсона. Написал 30 книг, среди которых: "Социальная дифференциация" (1890), "Введение в моральную науку" (1893), "Философия денег" (1900), "Кант" (1904), "Социология" (1908), "Философская культура" (1911), "Рембрандт" (1916), "Созерцание жизни" (1918) и др.

Зиммеля нельзя считать социологом-позитивистом. Его теоретическая позиция пребывала где-то посредине между ориентирами метафизической и позитивной социологии. Он полагал, что над миром конкретного социального бытия существует мир идеальных ценностей. Этот мир был для него сферой чистых форм с ее собственными законами. И Зиммель считал, что социология должна исследовать эту сферу, отделив ее от эмпирико-психологического мира человеческих мотивов, желаний, интересов и переживаний. Изучение этих идеальных форм позволило бы социологии, по мнению Зиммеля, выйти из-под власти расхожих стереотипов субъективизма и морализаторства.

Идеальные ценности-формы имеют иную природу, чем идеи Платона. Они создаются усилиями человеческого духа и поэтому не обладают абсолютным совершенством, а напротив, являются носителями земных несовершенств. Они, как и все, что пребывает в социальном времени и пространстве, способны утрачивать свою продуктивную силу, коснеть и становиться препятствием на пути появления новых ценностей. Между теми и другими могут разворачиваться драматические конфликты, динамику которых можно сравнить с биением пульса всей культуры как единого целого. Задача социологии - следить за этой

"пульсацией", исследовать бытие культурных форм в контексте социальной реальности.

Зиммель разграничивал методологию познания на естественно-научную и гуманитарную и считал, что социология занимает промежуточное место между ними. Это позволяет ей использовать возможности обеих методологий. Так, от естествознания она берет: 1) живой интерес к фактам, 2) любовь к точности, 3) интерес к прописыванию причинно-следственных связей. От гуманитарных же наук в нее вошли: 1) способность смотреть на социальные реалии как на ценности, 2) использование принципа понимания (а не только объяснения), 3) интерес не только к фактам, но к стоящим за ними человеческим индивидуальностям, 4) внимание не только к внешним поведенческим акциям, но и к их мотивам.

Принцип понимания занимает особое место в социологии Зиммеля. Он позволяет разрушить барьер бесстрастного объективизма-рационализма, отделяющий познающего субъекта от познаваемого объекта. При его участии образуется живая связь между личностью и миром: субъективность вторгается в объекты, одухотворяя, "очеловечивая" их, а объектное входит в субъекта, наполняя его ощущением и сознанием единства и целостности мира. В итоге удается избегать упрощенного схематизма в истолковании сути мира, социума, человека и процесса познания.

Значительное внимание Зиммель уделил исследованию социальных конфликтов. Для выдающегося немецкого социолога конфликты выступали неотъемлемым атрибутом социальной жизни, ее практических и духовных, политических, моральных, правовых и прочих проявлений. Он полагал, что одна из причин такого положения вещей коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Индивиды изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации и к различным деструктивным проявлениям, влекущим за собой столкновения и конфликты.

Однако далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, ибо отнюдь не все из них ведут к разрушению социальных структур и к опасным социальным изменениям. Зачастую они служат сохранению разномасштабных социальных целостностей и выполняют тем самым конструктивные функции. Особенно хороши для этого не слишком острые и не слишком масштабные конфликты. Те из них, что заявляют о себе в сравнительно "мягких" социальных формах, способны осуществлять функции упорядочения и интеграции по отношению к тем социальным системам, внутри которых они разворачиваются.

Зиммель выявляет некоторые характерные особенности генезиса и проявления социальных конфликтов. Он утверждает, в частности, что острота и динамика конфликта напрямую зависит от степени эмоциональной вовлеченности участников в сущность спорных вопросов. Чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее группы противников, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут оказаться его последствия.

Зиммель выявляет также целый ряд других существенных социально-психологических признаков конфликтных ситуаций, обозначает функции межсубъектных конфликтов по отношению к социальному целому. Вот некоторые из этих функций, проливающие свет на природу социально-правовых конфликтов, сформулированные американским социологом Дж. Тернером:

I. Чем меньше острота конфликта, чем больше социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем больше вероятность того, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого.

II. Чем чаще конфликты и чем они менее остры, тем вероятнее члены подчиненных групп смогут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами собственной судьбы и, следовательно, поддерживать интеграцию системы.

III. Чем менее остр конфликт и чем он чаще возобновляется, тем больше вероятность того, что будут созданы, соответствующие юридические нормы, регулирующие лежащие в его основании противоречия.

IV. Чем сильнее вражда между группами в социальной иерархии, чем реже при этом открытые конфликты между ними, тем сильнее их внутренняя сплоченность, тем вероятнее, что они будут удерживать определенную социальную дистанцию и тем самым содействовать сохранению существующего социального порядка.

V. Чем более продолжителен и менее остр конфликт между группами, в различной степени обладающими властью, тем больше вероятность того, что они отрегулируют свое отношение к власти.

VI. Чем острее и продолжительнее конфликт, тем больше вероятность того, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.

VII. Чем продолжительнее угроза острого конфликта между субъектами, тем прочнее коалиции, в которые вступает каждая из сторон, участвующая в конфликте.

Многие из теоретических положений Зиммеля оказались довольно продуктивными и впоследствии привлекали к себе внимание социологов следующих поколений. В первую очередь это относится к тезису о положительной функциональности социальных конфликтов средней и малой остроты.