Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
(от греч. arche - начало и typos - образ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. ...
совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как ...
- англ. unconsciousness; нем. Unbewusstes. Совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По 3. Фрейду - ...
(от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово: учение о пути, способе ...
(фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется ...
Бессознательное — это область глубинных психических процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями положительного и деструктивного характера.
У маленьких детей с едва начавшим развиваться сознанием все проявления бессознательного находятся как бы на поверхности. Последующая социализация, воспитание, образование, приобретение навыков цивилизованного, культурного, законопослушного повеления напоминают процесс надстраивания над "подвалом" бессознательного многих этажей социальных и духовных качеств. В итоге бессознательное оказывается на самом "дне" психики, где продолжает жить своей скрытой от всех жизнью. Оно способно заявлять о себе не только в творческих вдохновениях, нейтральных формах сновидений, но и в опасном для окружающих виде немотивированной агрессивности, в форме девиаций, деликтов и преступлений.
Бессознательное — это психическая универсалия. Оно пронизывает все виды и формы человеческой жизнедеятельности, от элементарных жизненных актов до самых возвышенных форм научно-художественного творчества. Оно — психоантропологическое основание, на почве которого формируются ментальные, ценностные и нормативные структуры человеческого духа. Сколь бы эти структуры не противоречили в своих устремлениях витальной природе бессознательного и не пытались оторваться от его детерминирующих воздействий, они все же существуют в огромной степени благодаря ему, как крона существует благодаря скрытым в земле корням.
Если бы социальное поведение людей не испытывало на себе воздействия бессознательного, то любая из акций представляла бы собой рационально оформленный, поддающийся достоверному прогнозированию поведенческий автоматизм "человека-машины". Бессознательное чрезвычайно усложняет поведение, лишает его стопроцентной предсказуемости.
Подавленные бессознательные влечения способны порождать неврозы и состояния фрустрации с характерным для них негативным и даже откровенно враждебным отношением к морально-правовым запретам, мешающим индивиду реализовать свои агрессивные интенции.
Бессознательные агрессивные импульсы далеко не всегда доводятся до сознания индивида и могут быть не ясны ему в силу их значительного отличия от рациональных, отчетливо осознаваемых мотивов. Человек может с удивлением обнаружить их в себе, и у него будут все основания для того, чтобы не считать их принадлежностью своего "я" из-за их очевидной чужеродности. Подобные коллизии обнаруживают, что люди иногда сами не в полной мере понимают, что их толкнуло на тот или иной поступок, поскольку между сознанием и бессознательным оказывается барьер, за который ни рассудок, ни разум не в состоянии проникнуть.
Чаще всего бессознательное выступает как темный двойник сознательного "я", как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия. В глубинах бессознательного дремлет память о диком, первобытном прошлом, и для этой дремлющей энергии наиболее предпочтительными формами разрядки являются борьба, насилие, разрушения.
Деление психической жизни на сознательную и бессознательную — один из самых драматических сюжетов человеческого бытия, сопровождающийся множеством серьезных коллизий, которые по своей остроте и напряженности способны достигать уровня настоящих драм и трагедий.
Если рассматривать проявления бессознательного в нормативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: I) внеморальные, то есть не подлежащие этическим оценкам; 2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не выходящие за рамки моральных норм; 3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки); 4) нарушающие нормы права (преступления).