Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве.

Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся Вселенная. "Мы, — писал основатель кибернетики Норберт Винер, — погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".

Закону возрастания энтропии подчинено неорганическое, косное вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапливается, организм постоянными ритмическими усилиями от нее избавляется, обмениваясь со средой, веществом и энергией.

В основе любого происходящего изменения скрыты распад и хаос, которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностями.

Социальная энтропия — это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.

Энтропия в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют этой возможности переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной "зоне бифуркации" любой малый сигнал, самая незначительная случайность способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур — религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаются практические и духовные "скрепы", связывавшие людей на протяжении веков в разномасштабные общности. Ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число людей, выпадающих из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитны как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущим их собственной природе.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистски ориентированной политической активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленными к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролития.

Главным орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящих в разрушении увертюру к грядущему созиданию.