Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Хаос как социологема

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейших признаков порядка, то есть состояние рассеянности структур, разрозненности элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненностей, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себе, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифам (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время от времени разыгрываются некие безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформиться в конкретные структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной деструкции исчезает очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанция цивилизации и наступает "конец света".

Хаос — не аномальное, а вполне закономерное, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключением в социальной жизни индивидов и сообществ.

Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.