Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социальная мобильность

Практически в каждом обществе существуют возможности для перемещений индивидов внутри социальной системы. Эти переходы отдельных лиц и целых групп с одних социальных позиций на другие могут сопровождаться сменой социальных статусов. В целом данное явление именуется социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть горизонтальной, когда социальный слой остается для субъекта прежним. Она же может быть и вертикальной, то есть предполагающей переход из одного социального слоя в другой.

Общество и государство активно используют рычаги социальной мобильности для регуляции социальных отношений, решения тех или иных задач экономического, политического, правового, идеологического характера. С помощью этих рычагов социальные перемещения способны либо тормозиться, либо существенно ускоряться, либо вообще обретать нисходящий характер.

Можно обозначить две модели вертикальной мобильности. Первая — позитивная, восходящая, возносящая субъектов к вершинам власти, почета, известности, богатства. Вторая — негативная, нисходящая, выглядящая как социальное падение. Ее нижним пределом является социальное "дно", существующее в каждом обществе и служащее обиталищем для всех тех, кто потерпел полное жизненное поражение, утратил волю и силы для борьбы за собственное самоутверждение.

Социальная мобильность вертикального характера обеспечивается тем, что в обществе существуют легальные каналы социальных перемещений. Их всегда довольно много в открытом, цивилизованном обществе. И их может быть предельно мало в обществе закрытого типа.

Успешное движение по таким каналам предполагает наличие у индивида соответствующего набора определенных личностных и профессиональных качеств. Он должен уметь легко преодолевать существующие барьеры общения, неизбежные при взаимодействии представителей разных социальных слоев. Его психика должна быть максимально адаптивной, чтобы при попадании в более высокий социальный слой легко изменять прежний образ жизни и культурные стандарты на новые, соответствующие приобретенному статусу. Так, вчерашний аспирант, ставший доцентом, а затем и профессором, обязан внести соответствующие коррективы в свою речь и манеры. Вначале это делается путем сознательной имитации, ориентированной на существующие образцы и эталоны. Поначалу новая социальная роль требует определенного напряжения, которое в иных случаях временами способно достигать степени стресса. Но постепенно происходит вживание в новую роль и обретенные привычки становятся "второй натурой", то есть вполне естественной, органичной моделью социального поведения.

Тем, кто готов активно участвовать в социальной жизни, стремится к самореализации и самоутверждению, необходимо учитывать то, что каждая общественная система издавна практикует использование двух видов социальных механизмов: тормозящих и ускоряющих вертикальное продвижение. Первые — это социальные фильтры, препятствующие восхождению, не пускающие всех и каждого наверх. В сущности, фильтрами именуются средства отбора из огромного количества желающих только тех, кто в наибольшей степени отвечает существующим критериям и нуждам социальной системы. Поскольку пропускная способность этих фильтров мала, а желающих пройти отбор чрезвычайно много, то на магистральных направлениях, ведущих наверх, всегда обнаруживаются жесткая конкуренция и непримиримая борьба. В этой борьбе редко соблюдаются нормы морали. Чаще всего она ведется в соответствии с всего лишь одним принципом, именуемым вседозволенностью.

Второй тип механизмов — это социальные лифты, способные довольно быстро возносить индивидов на более высокие ступени иерархических лестниц. К примеру, одним из таких лифтов может служить брак с представителем или представительницей более высокого статусного слоя. П. Сорокин отмечал, что одной из характерных черт демократических обществ является большая интенсивность процессов, связанных с вертикальной мобильностью. На различных социальных уровнях обнаруживается значительное количество "лифтов", для которых не существует ни религиозных, ни юридических препятствий для ускоренных подъемов с нижних уровней на высшие.

Характерным и в значительной степени побочным продуктом социальной мобильности являются маргинальные личности. К ним относятся все те индивиды, чьи усилия по социальной самореализации не увенчались успехом и которые не смогли занять отвечающие их притязаниям "ячейки" в существующих социальных структурах. Подобная статусная нестабильность присуща иммигрантам, детям от смешанных браков (в условиях межнациональных конфликтов), обращенным в новую для них религию. Чувствуя себя везде "немного своими и немного чужими", маргиналы сталкиваются с множеством препятствий, затрудняющих их социальное перемещение по существующим вертикалям иерархических структур.

Одной из негативных разновидностей социальной мобильности является социальная диссоциация. Она представляет собой сумбурную динамику разъединения сложных социальных систем-сообществ, протекающего под воздействием неблагоприятных внешних обстоятельств кризисного, аномийного характера.

Диссоциация выглядит как разобщение индивидов, их разъединение, взаимоотчуждение. Когда общественные силы и институты, призванные обеспечивать социальную интеграцию, слабеют, перестают выполнять свои объединительные экономические, политические, морально-психологические и прочие функции, диссоциация обретает массовый характер социального бедствия.

Массовая диссоциация выступает, по сути, промежуточной формой между двумя полярными состояниями общественной системы. С одной стороны, это здоровая стабильность с присущей ей оптимальной мерой социальной мобильности. С другой — хаос "броуновского" социального движения, где индивиды перемещаются не по устоявшимся каналам, а несутся в социальных вихрях играющей их жизнями капризной судьбы. Социальная диссоциация разделяет и вместе с тем связывает оба эти состояния.