Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой ...
(от греч.diagnostikos – способность распознавать) – учение о политологических методах и принципах познания политических явлений ...
Берджесс (Burgess) Эрнст (16.05. 1886, Тилбери, Онтарио, Канада - 27. 12.1966, Чикаго), американский социолог, один ...
в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), ...
(от англ. bechavior, - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX ...
Права человека представляют собой гарантированную законом возможность полноценного социального существования с использованием всех имеющихся преимуществ цивилизованного общежития. Являясь важнейшими ценностями в контексте правовой реальности, они имеют исторически меняющееся содержание и объем и выступают показателем уровня правовой культуры общества.
Узловыми пунктами этой исторической динамики следует считать принятие таких документов, как Великая Хартия Вольностей (1215), Петиция о праве (1628), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776), французская Декларация прав человека и гражданина (1789), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и др.
В центре этих документов находится идея прирожденности и неотъемлемости естественных прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность, защиту достоинства и чести, распоряжение своей собственностью и т. д. Эти права объективны и существуют независимо от того, признает их позитивное право конкретного государства или нет. Человек, как отмечал П. Чаадаев, изначально имеет право на благоустроенную жизнь, которая вносит правильность в его духовное бытие и сообщает непринужденность уму.
Противоречие между объективной природой естественных прав и существующими социальными ограничениями, которые накладывает на них та или иная политическая система, порождает практику борьбы граждан за свои права, имеющая давнюю историю и в ряде государств продолжающаяся по сей день.
Когда гражданское общество отсутствовало, идею естественных прав человека отстаивали и защищали отдельные личности — мыслители, проповедники, писатели, профессиональные юристы-правозащитники.
В современных условиях реальной силой, защищающей естественные права и свободы личности, выступает гражданское общество. С помощью разнообразных легитимных средств, при посредстве силы общественного мнения, принципов гласности, деятельности свободной печати оно противодействует попыткам административного произвола со стороны государственно-бюрократического аппарата, не позволяет ему ущемлять естественные права граждан, стоит на страже правового принципа "дозволено все, что не запрещено законом", оберегает пространство социальной свободы, внутри которого существуют права человека.