Политология: Учебник

Автора: , , | Год издания: 2002 | Издатель: Москва: Юристъ | Количество страниц: 511

Дивись також:

ДЕМОКРАТИЯ

(греч.demos народ, kratos – власть) – народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, ...

ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

теория - (от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: ...

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой ...

АВТОРИТАРИЗМ

тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного органа, но при ...

НАРОД

важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций ...

Глава 9. Демократия и свобода в политической теории и практике

“Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они – все, во втором – потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законом”.

Ш. Монтескье

§ 1. Демократия: сущность и этапы развития
§ 2. Либерально-демократические ценности и принципы демократии
§ 3. Механизм функционирования демократических систем
§ 4. Закат демократии?

Для самостоятельной работы

1. Что такое прямая демократия и представительная демократия? Чем вторая отличается от первой?

2. Какие факторы обусловили изменение понимания демократии как формы государства и его сущности?

3. Платон был противником демократии. Какие он выдвигал объективные причины против этой формы правления? Какие у него были субъективные причины для этого?

4. Основываясь на конституции ФРГ (Италии, Франции, США и др.), сделайте сообщение (доклад, реферат), раскрывающее демократический характер этого государства.

5. Для самостоятельной работы рекомендуется статья известного американского политолога: Лейпхарт А, Конституционные альтернативы для современных демократий // Полис. 1995. № 2. [c.257]

Примечания

1 См.: Мэтьюз Д. Перспективы демократии. М., 1993. С. 13.


2 Цит. по: Кронин Т.Е. Как разумно управлять собой // Полис. 1994. № 3. С. 179.


3 См.: Токвиль А де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 214–235.


4 Хотя Америке посчастливилось не знать феодализма, что послужило успеху быстрого становления свободы и демократии как принципов государственного устройства, она знала вплоть до 1863 г. худший вид несвободы – рабство, сознательно учрежденное и поддерживаемое плантаторами в южных штатах страны.


5 См.: Матц У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна. // Полис. 1992. № 1–2. С. 137.


6 См.: Всеобщая декларация прав человека. М., 1995.


7 См.: Ebenstein W. Two Ways of Life. N.Y. Р. 22.


8 См.: Шерель П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений // Полис. 1993. № 6. С. 100.


9 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 136.


10 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. С. 137.


11 Ler paradigmes de la democratie Paris, 1994. Р. 5.


12 См.: Липсет С. Американская демократия в сравнительной перспективе // Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995. С. 159.


13 См.: Липсет С. Американская демократия в сравнительной перспективе // Сравнительная социология. Избранные переводы. М., 1995. С. 160.