Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ВЗАИМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

теории - концептуально оформившиеся подходы, позволяющие укрепить безопасность двух сторон, которые находятся или могут находиться ...

КОМПРОМИСС В ПОЛИТИКЕ

(лат. compromissum – соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, ...

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные ...

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и институтам внутри гражданского общества, а также его ...

ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый ...

Антагональный тип противоречий

Антагональные отношения отличаются от антагонистических динамично-равновесным характером, относительной сбалансированностью, готовностью сторон к компромиссам и конвенциям, а также взаимной ответственностью сторон за взвешенность и выполнение принятых соглашений. В них еще продолжает сохраняться антитеза "мы — они", но она утрачивает резко выраженную оппозиционность и "черно-белую" контрастность антагонизма. Из нее уходит запрет на взаимопереходы и взаимопревращения сторон. Отчетливое понимание субъектами качественных различий между ними не служит здесь основанием для взаимной вражды. Стороны выступают не как реальные или потенциальные антагонисты-враги, но как готовые сотрудничать конкуренты-соперники, уважающие права и свободы друг друга. В их отношениях доминирует уже не имморальный, деструктивный дух вседозволенности, а совершенно иное умонастроение, открывающее путь к конвенциональной, позитивной моральности. Эта возможность коренится в содержательно-структурных свойствах обеих сторон, где сходных по своему характеру свойств, как правило, ничуть не меньше, чем тех, что взаимоисключают друг друга. Кроме того, функциональная асимметрия противоположностей, когда одна сторона способна к тому, к чему не способна другая, располагает к взаимодополняемости усилий при решении задач, имеющих обоюдно важное значение.

В антагональном противоречии каждая из сторон, преследуя свои интересы, вместе с тем вынуждена выполнять определенные обязательства и перед собственной противоположностью. Ставя на первый план свои потребности, она не может не считаться с потребностями другой стороны, ибо ее собственное положение и благополучие в значительной мере зависят от того, как будет к ней относиться ее противоположность. Поэтому субъекты берут на себя обязательства не предпринимать действий, в результате которых их собственное положение улучшилось бы за счет ухудшения положения противоположной стороны.

Сосуществование противоположностей в антагональном противоречии предполагает, что моменты взаимопритяжения и взаимоотталкивания присутствуют на примерно равных основаниях. Будучи "тесно связаны разладом", стороны совместными усилиями обеспечивают равновесное состояние той социальной системы, к которой они обе принадлежат.

Субъект с антагонально ориентированным сознанием стремился обнаружить у другой стороны в содержании занимаемой той позиции не только разъединяющие начала, но также и то, что способно служить консолидирующим фактором. В результате возникает нечто новое, ранее отсутствовавшее, — продуктивные общественные отношения, позволяющие субъектам не только успешно решать собственные проблемы, но и генерировать новые социальные ценности. Поскольку взаимные антагональные установки и устремления делают возможным соединение усилий противоположных сторон, в результате в выигрыше остаются и та и другая. Обеим удается достигать своих целей гораздо быстрее, чем если бы они действовали порознь.

Особенность антагонального сознания состоит в его постоянном тяготении к продуктивным контактам с контрагентам и к различным формам координации и кооперации сов местных, усилий. Оно противопоставляет имморальному принципу взаимной негации идею единения. И пусть это единение является в антагональных контактах неполным, частичным, прагматически мотивированным, оговоренным множеством условий, допускающим конкуренцию; все же в нем уже нет того деструктивного потенциала, который мог бы сводить на нет все то, что достигнуто развитием цивилизации.

Русский социолог А. А. Богданов называл социальные взаимодействия такого рода конъюгацией и полагал, что ей присущи неизбежные мелкие столкновения и трения. Принадлежность к различным социальным структурам, расходящиеся интересы и взаимное недопонимание требуют от субъектов немалых встречных усилий для сближения. Нередко возникает необходимость в устранении некоторых элементов. Так, при слиянии политических партий или фракций в жертву приносятся отдельные пункты программ, чьи-то должности и недовольные сближением отдельные члены партий. Но все это необходимо ради того, чтобы жизнеспособность новой социальной целостности была выше прежних показателей, которыми стороны обладали по отдельности.

Антагональное мышление взывает к отказу от антагонистических отношений, несущих обществу и культуре невосполнимые потери. Оно против их безраздельного господства и ратует за утверждение промежуточного между антагонизмами и гармонией состояния сбалансированного равновесия.