Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само ...
во второй половине текущего столетия включает в свою орбиту все общественные явления, в первую очередь ...
(греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в ...
Барнз (Barnes) Гарри (Хэрри) Элмер (15.06.1889, Нью-Йорк - 1968) - американский социолог, историк культуры, публицист. ...
один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является ...
Цивилизация существует за счет неустанного труда многих поколений людей по уравновешиванию самых разнообразных противоположностей, по приведению бесчисленных противоречий в динамично-равновесное состояние. В результате этих усилий и создаются всевозможные формы социального порядка, позволяющие цивилизации существовать и развиваться.
Преступность, будучи одним из проявлений энтропии, деструктивна по самой своей сути. Она постоянно вносит грубый дисбаланс в ситуации колеблющихся, неустойчивых равновесий, на которых держится цивилизация. Направленная против конкретных субъектов, против их жизни, здоровья, достоинства, собственности, против ценностей культуры, преступность разрушает экономические, правовые и моральные устои социального порядка.
В сущности тот двуединый, иерархически организованный нормативно-ценностный континуум "цивилизация—культура", что явился плодом многовековых усилий человеческого рода, возник и развивался в значительной степени как основное средство противодействия этой деструктивной реалии.
Данный континуум существует в двух основных формах. Первая — это объективное существование в виде идеального мира иерархически структурированных ценностей и норм религиозного, этического и правового характера. Складывавшийся на протяжении многих тысяч лет, этот мир стал выступать в качестве уже предзаданного для каждого нового поколения людей, в виде некой первичной долженствовательной реальности, предназначенной для практически-духовного освоения. И вторая форма существования нормативно-ценностного континуума — это его бытие в виде субъективных ориентации и мотивов индивидуального религиозно-нравственного и морально-правового сознания.
Социальному телу цивилизации свойственно стремление к динамически-равновесному состоянию как наиболее оптимальному для ее существования и развития. Суть динамического равновесия заключается в перманентной устремленности бесчисленного множества пар противоположностей не только к противоборству, но и к балансу сил, и, в идеале, к гармоническому единению сторон.
Если самосохранение и развитие природных форм обеспечивается как бы само собой, за счет налаженных за миллионы лет механизмов естественной эволюции и самоорганизации, то существование и совершенствование социальных форм нуждается в специальных усилиях людей, препятствующих их преждевременному разрушению и гибели.
Цивилизованные отношения в обществе держатся на четких и твердых разграничениях между допустимым и запретным, нормативным и а нормативным. Эти разграничения создают поле нормативно-ценностного напряжения, внутри которого субъекты, индивиды и общности существуют и с характером которого они вынуждены постоянно соотносить свое социальное поведение. Так нормативно-ценностная реальность проявляет одну из своих важнейших по отношению к цивилизации и культуре функций — защитно-охранительную.
Но если учитывать, что разнообразие человеческих индивидуальностей чрезвычайно велико и в большинстве людей жажда социального самоутверждения, как правило, доминирует над готовностью к взаимной терпимости, то становится очевидной опасность, постоянно угрожающая вновь появляющимся росткам цивилизованности и культуры. Отсюда и возникает необходимость четких нормативных рамок, очерчивающих пределы допустимого, дозволенного для человеческого поведения. Попытки же отдельных индивидов выйти в своих поведенческих реакциях за пределы нормативных границ общество расценивает как пороки, правонарушения и преступления.
Противоречия между цивилизационной нормативностью и ее криминальными нарушениями выглядят как перманентная социально-историческая дуэль. При этом чем мощнее оказывается действие, тем сильнее заявляет о себе противодействие. За экспансией нормативности часто следует расширение сферы проявлений социальных аномалий, в ходе которого силы зла активизируют свое противодействие силам добра, справедливости, законопорядка.
Характерно, что развитие цивилизации, именуемое прогрессом, не устраняет ни самой дуэли, ни ее оснований. Позволяя все полнее раскрываться человеческой натуре, цивилизация создает предпосылки для проявлений как созидательных способностей, так и деструктивных наклонностей. Обнаруживается удивительное и в определенном смысле роковое свойство человека — его неспособность существовать исключительно лишь внутри отчетливо локализованного нормативного пространства. Можно сказать, что человек всегда существует на границе нормативности и анормативности. Усложняет эту проблему то обстоятельство, что данная граница проходит не только во внешнем по отношению к нему социокультурном пространстве, но и внутри него.
Индивидуальное "Я" вынуждено регулярно осуществлять акции выбора между открывающимися направлениями движения: либо устремляться по пути соблюдения нормативных требований, либо идти в противоположном направлении. От человека всегда требуется больше усилий в первом случае, то есть при вхождении в нормативную сферу и при движении внутри нее. Будучи ценностно более плотной и культурно более насыщенной, она ставит личность в положение, напоминающее ситуацию ныряльщика, вынужденного с усилием погружаться в толщу воды. Поэтому для людей всегда существует соблазн более легкого, не столь труднодостижимого пребывания в анорма-тивной среде.