Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Страсти и социальное поведение

Страсть — это сильное и устойчивое влечение человека к чему-либо, во власти которого он может находиться продолжительное время. Являясь иррациональными формами проявлений внутренних состояний, страсти способны заставить личность действовать вопреки доводам рассудка и логики. Они могут мешать строить адекватные модели действительности и препятствовать совершению оптимального выбора в сложных ситуациях, чреватых непредсказуемыми последствиями и опасностями.

Большая часть рассуждений о природе страстей вращаются вокруг их взаимоотношений с разумом. Полюсами этой антитезы можно считать позицию Спинозы, согласно которой разум господствует над страстями, и точку зрения Фрейда, настаивавшего на однозначном господстве страстей над разумом.

Декарт в трактате "Страсти души" отмечал, что страстям свойственно подчинять себе разумную часть души и заставлять человека формулировать собственную философию жизни, которая может оказаться либо апологией наслаждений, либо философией, оправдывающей пороки.

Кант определял страсть как влечение, исключающее всякую возможность для человека владеть собой.

Фромм трактовал страсти как своеобразный плод скрещивания инстинкта с социальностью.

Почти все исследователи отмечают свойство страстей трансформироваться под воздействием социогенных и антропогенных факторов как в конструктивные, так и в деструктивные энергетические источники. Полярные по своей направленности, созидательные и преступные страсти с равной силой драматизируют человеческое существование, придают ему истинный или превратно понимаемый смысл, наполняют жизнь возвышенным духовным содержанием или же опустошают, лишают какой бы то ни было одухотворенности.

Как и все, что включает в себя человеческая природа, аффекты и страсти амбивалентны и способны подталкивать человека и к самоотверженным, героическим поступкам, и к противоправным, преступным действиям. Отрицательные аффекты, побуждаемые завистью, ненавистью, ревностью, тщеславием, часто выводят людей на траектории противоправных действий.

Будучи иррациональными формами проявления психических состояний, аффекты и страсти заставляют человека действовать вопреки доводам рассудка и логики. Они могут мешать строить адекватные модели действительности и препятствовать совершению оптимального выбора в сложных и двусмысленных ситуациях, чреватых непредсказуемыми опасностями. Они также препятствуют тому, чтобы человек в критических ситуациях верно оценивал свои силы, возможности, характер грозящих ему опасностей и действительную степень риска. Вместе с тем они могут за счет неадекватных оценок способствовать повышению активности, подталкивать к рискованным действиям, на которые человек вряд ли пошел бы, отнесись он к обстоятельствам трезво и здраво.