Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

БЕНТАМ

Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, ...

МАКИАВЕЛЛИЗМ

— образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с ...

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные ...

АВТАРКИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

(от греч.autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных ...

АССИМИЛЯЦИЯ

(от лат. assimila-tio - уподобление, слияние, усвоение, Ассоциации индекс приспособление) - англ. assimilation; нем. Assimilation. ...

Социология морали

Под влиянием учения Канта Дюркгейм заинтересовался проблемами морали и у него возникло намерение облечь нравственную философию немецкого мыслителя в социологическую форму.

Для Дюркгейма характерно отождествление морального с социальным. Он выводил мораль из содержания социальных условий, понимая ее как принудительную систему правил повседневного поведения, а общество рассматривал как моральное единство индивидов.

Содержательным ядром морали является понимаемый в кантовском духе долг с его императивностью, безличностью, независимостью от места и времени. Другим ее важнейшим компонентом является благо как средоточие интересов социальной общности.

Источники морального долженствования пребывают не в индивидах, а в обществе, в сфере его коренных интересов. Поэтому мораль всегда такова, каково общество. Моральные нормы имеют свойство изменяться в зависимости от изменений социальных стандартов. Но во всех случаях социум считает истинно моральным поведением такое, когда человек жертвует личным во имя общественного. Лишь то общество становится "моральным", где его члены прочно усвоили содержание нормативных принципов.

Главная задача морали состоит в том, чтобы воздействовать на поведение индивидов и удерживать их от проявлений произвола. Она предназначена формировать у личности такие качества, как дисциплинированность, коллективистские (корпоративные) чувства, автономию воли как способность свободно, исходя из внутренних стремлений, следовать моральным нормам. Формированию данных свойств помогает изучение этики, сопровождающееся приобретением знаний тех причин, согласно которым человек должен добровольно подчиняться социоморальным предписаниям.

Согласно существующим общественным группам имеются несколько типов морали. От государства и его интересов производна этатистская мораль, представляющая государство как высший моральный авторитет, дарующий индивидам свободы и права. Профессиональным группам соответствуют кодексы профессионально-корпоративной морали, позволяющие собратьям по цеху ощущать практически духовное единство, дающие чувство защищенности. Жизнь семьи обслуживается нормами семейной морали, которые обеспечивают безопасность членов семьи, воспитывают альтруистические наклонности, защищают от одиночества, препятствуют самоубийствам.