Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МЕНТАЛИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

(фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется ...

МИФЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

(от греч. mythos - предание, выдумка, вымысел) - по­литическое сознание, неадекватно интерпретирующее реальную политичес­кую систему. ...

БАРДТ

Бардт (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -западно-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский университет, с ...

НАЦИЯ

(от лат. natio — племя, народ) - историчес­ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об­щность людей, ...

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа ...

Экзистенциальная трактовка криминальной трансгрессии

У преступника, как и у всякого человека, существуют экзистенциальные проблемы, хотя и обретают они в его сознании особый характер и специфическую направленность.

Криминальная мотивация с позиции позитивизма предстает в виде разнообразных комбинаций таких элементов, как аффекты, эмоции, волевые импульсы, действия внешних стимулов, реакции на них и т. д. В свете же экзистенциального подхода данная могивационная сфера предстанет уже как средоточие нравственных, мировоззренческих, экзистенциальных смыслов, ценностных и нормативных ориентации.

Для криминального разума главные цели сосредоточены не в самом преступлении, а в смысле и ценностях сверхкриминального характера. Из всех экзистенциалов он выше всех ставит свободу. Но если в сознании цивилизованного субъекта с развитым нравственно-правовым сознанием свобода неотрывна от понимания своей ответственности перед бытием, социумом и самим собой, то в криминальном сознании присутствует только первая часть этой оппозиции, трансформирующаяся в сознание своего права на вседозволенность.

При встраивании мотивов преступления в систему ценностных ориентации во внутреннем мире человека происходят существенные сдвиги и деформации. Основная логическая работа по наделению преступления рациональным, идейным, экзистенциальным смыслом выполняется чаще всего рассудком. При этом возможны два основных направления рассудочно-экзистенциальной логики. Первый путь заключается в том, что преступление наделяется определенным экзистенциальным смыслом, включается в контекст жизненно важных ценностей индивидуального сознания.

Второй путь предполагает ликвидацию криминальным сознанием всех препятствий на пути к преступлению, своеобразную расчистку внутреннего пространства, ведущего к нему. В результате создается некий смысловой вакуум, когда все возможные охранительно-запретительные возражения правового, этического, религиозного характера оказываются как бы "по ту сторону" актуальной реальности, утрачивают для криминально ориентированного сознания свою действенность.

Для него становится характерным ощущение бессмысленности и никчемности всей той нормативно-ценностной реальности, которую создала цивилизация и которая окружает человека, превращая его существование в непрерывное лавирование между заграждениями, состоящими из моральных требований и правовых запретов.