Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ

фаза развития политических противоречий. Политического процесса внутри того или иного государства, которая характеризуется организованной вооруженной ...

КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО

— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный ...

АБСЕНТЕИЗМ

АБСЕНТЕИЗМ (лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия ...

ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый ...

НАЦИЯ

(от лат. natio — племя, народ) - историчес­ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об­щность людей, ...

Учение о причинности

В "Метафизике" Аристотеля изложено учение о четырех типах универсальных причин, оказывающих определяющее воздействие на все сущее, включая социальную жизнь людей. Согласно этому учению у каждой вещи или явления обнаруживаются, как правило, не одна, а несколько разновидностей причин — формообразующие, материальные, деятельные и целевые. Если вообразить некую мраморную скульптуру, то роли между причинами распределятся следующим образом: 1) формообразующая причина, то есть задающая форму, — это замысел скульптора, воображаемый проект, идеальный, еще не материализовавшийся образ будущего произведения; 2) материальная причина — материал или материя, из которой состоит скульптура; 3) деятельная причина — то, что позволяет задуманной форме обрести материальное воплощение (в данном случае это рука скульптора, держащая резец); 4) целевая причина — та цель или сверхзадача, к которой устремлены векторы остальных причин (для скульптора, создающего, например, мраморное изваяние Афродиты, такой целью является красота). Все причины существуют до появления изваяния и каждая пребывает отдельно от других. Лишь их соединение в единый каузальный континуум приводит к возникновению скульптуры.

Аристотель употреблял наряду с категорией причины еще и понятие начала. Нередко он отождествлял их, поскольку причины действительно пребывают у истоков вещей и выступают как их исходные начала. Взятые все вместе эти четыре модальности причинных воздействий позволяют увидеть вещь не в статике, а в динамике становления и последующего существования. Они же, с присущими им признаками всеобщности и необходимости-достаточности, свидетельствуют, что в детерминации любой из реалий, которыми живут мир и человек, участвуют не только прошлое (материальные причины), настоящее (деятельные причины) и будущее (целевые причины), но и сама вечность, то есть метафизическая реальность с ее формообразующими первопричинами-первоначалами всего сущего и должного.

Выдающаяся философская интуиция позволила Аристотелю создать гениальный эскиз методологического алгоритма, обозначив общие признаки универсального каузального комплекса в его необходимой и достаточной полноте, которая была полнотой не описательной, а концептуальной.