Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Государство

Наиглавнейшим результатом правотворческих усилий людей Гегель считает государство, поскольку только в нем человек обретает максимальную свободу. Существование государства — это"шествие Бога в мире", высшее выражение разумности, воплощение идей права и свободы, истинно триумфальное самообнаружение благой премудрости Абсолютного Духа ("мир, созданный духом для себя"), реализация божественной воли. Гегель сравнивает государство с произведением искусства, говорит об его архитектонике, соразмерности частей, строгости пропорций, сравнивает его элементы с колоннами, арками, контрфорсами. В основании этого творения — принципы порядка, дисциплины, законности. Наилучшей из всех форм государства Гегель считает наследственную конституционную монархию.

Предназначение человека состоит в том, чтобы жить в государстве, поскольку только оно способно дать каждому возможность вести жизнь цивилизованного субъекта, обладающего правовым и нравственным сознанием. Государство преодолевает и снимает противоречия всех предыдущих социальных форм, всех ранних ступеней исторического развития. Покровительствуя человеку, вбирая личность внутрь своего социального организма, оно требует от него взамен служения, полной самоотдачи, а при необходимости и самопожертвования. И гражданин обязан всегда быть готовым к тому, чтобы пренебречь своими личными интересами во имя интересов государства. Государство несет в себе самоцель своего развития, каковой является его собственное могущество. Индивиды для него — всего лишь средства достижения и сохранения этого могущества. Они не вправе рассчитывать на счастье и тем более требовать его, государству и стоящему за ним Мировому духу нет до их желаний никакого дела. Главная обязанность, моральный долг гражданина состоит в том, чтобы быть покорным воле государства и с готовностью приносить свои силы, способности, таланты и даже саму жизнь на жертвенный алтарь во имя процветания и могущества "земного бога". Здесь обнаруживается глубокое внутреннее противоречие гегелевской концепции: начав с утверждения идеи свободы, он приходит к ее отрицанию. Для того чтобы Мировой Дух, воплощенный в социальное тело государства, успешно восходил по ступеням прогресса, ему нужны жертвы. В итоге человеческие несчастья и страдания, погубленные судьбы и растоптанные жизни переплавляются в этом поступательном движении, перегорают в топке и дают необходимую для восхождения энергию.