Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
понятие, раскрывающее механизм и степень вовлеченности и включенности интересов и деятельности граждан и их объединений ...
понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и ...
понятие, отражающее совокупность качественных изменений материального и духовного плана, происходящих в гражданском обществе. В отличие ...
тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового ...
наличие консенсуса, единодушия, согласованности между различными социальными силами гражданского общества (или большинства из них) по ...
Гражданское общество — довольно позднее историческое образование. Это феномен западной правовой цивилизации Нового времени. Его возникновение предполагало два главных условия -переход традиционного, феодального общества в индустриальную фазу развития и возникновение масштабных генераций эмансипированных граждан, сознающих неотъемлемость своих естественных прав.
Гражданское общество потому и возникает столь поздно, что до Нового времени в условиях европейской цивилизации для него фактически не существовало необходимых социально-исторических предпосылок и в первую очередь свободной личности с внутренне содержательным индивидуальным "Я", развитым до такой степени, чтобы возник соблазн поставить его в один ценностный ряд с государственным "Мы".
Если рассматривать гражданское общество как самоорганизующуюся систему, однопорядковую с такими же естественно возникающими и самоорганизующимися образованиями, как этнос и нация, то различия между ними будут заключаться в следующем: внутри этноса преобладает власть обычаев, имеющих глубокие бессознательные корни, нациями движут стихийные национальные чувства, а внутри гражданского общества основной движущей и консолидирующей силой является развитое правосознание граждан.
Начиная с XV в. в Европе шло развитие промышленного производства. Одновременно с плавной и вместе с тем неуклонно набирающей силу и масштабы индустриализацией складывались государства нового типа, изменялась социальная структура общества, росло городское население, возникали новые социальные группы и классы. С изменениями экономических оснований социальной жизни, появлением рынка труда, товаров и услуг происходили перемены в образе жизни, психологии, правосознании значительного числа людей, повышался статус науки и образования.
Все это происходило на фоне роста экономического могущества целого ряда европейских государств. Вокруг наиболее крупных из них складывался особый социально-экономический универсум, или "мир-экономика" (Ф. Бродель). Государство, располагавшееся в центре такого "мира-экономики", всегда было незаурядным, сильным, динамичным, зачастую довольно агрессивным, способным внушать ближним и дальним соседям уважение и даже страх. Таковыми являлись Венеция в XV в., Голландия в XVII в., Англия в XVIII—XIX вв. Они имели сильные правительства, добившиеся стабильного социального порядка внутри их стран, гарантировавшие предпринимательские и торговые свободы, способные при решении внешнеэкономических и внешнеполитических проблем прибегать к насилию. Эти государства в лице их правящих элит были готовы делить свою власть с капиталом. Служа себе, они служили и капиталу, организовывали процесс восхождения буржуазии и политическую практику меркантилизма для высшего и среднего классов.
Все эти процессы активизировали динамику становления европейских гражданских обществ, призванных уравновесить властные амбиции сильных государств, не позволить последним превратиться в политических монстров, заполнить собою все социальное пространство и обратить "мир-экономику" в малое подобие "административной вселенной".
С отказом от традиционной системы замкнутых натуральных хозяйств, с распадом жестких феодальных структур и развитием товарно-денежных отношений перед индивидом расширяется социальное пространство свободы. У него появляются значительные возможности в выборе занятий и форм социального самоопределения и самоутверждения.