Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель)

Гражданское общество — довольно позднее историческое образование. Это феномен западной правовой цивилизации Нового времени. Его возникновение предполагало два главных условия -переход традиционного, феодального общества в индустриальную фазу развития и возникновение масштабных генераций эмансипированных граждан, сознающих неотъемлемость своих естественных прав.

Гражданское общество потому и возникает столь поздно, что до Нового времени в условиях европейской цивилизации для него фактически не существовало необходимых социально-исторических предпосылок и в первую очередь свободной личности с внутренне содержательным индивидуальным "Я", развитым до такой степени, чтобы возник соблазн поставить его в один ценностный ряд с государственным "Мы".

Если рассматривать гражданское общество как самоорганизующуюся систему, однопорядковую с такими же естественно возникающими и самоорганизующимися образованиями, как этнос и нация, то различия между ними будут заключаться в следующем: внутри этноса преобладает власть обычаев, имеющих глубокие бессознательные корни, нациями движут стихийные национальные чувства, а внутри гражданского общества основной движущей и консолидирующей силой является развитое правосознание граждан.

Начиная с XV в. в Европе шло развитие промышленного производства. Одновременно с плавной и вместе с тем неуклонно набирающей силу и масштабы индустриализацией складывались государства нового типа, изменялась социальная структура общества, росло городское население, возникали новые социальные группы и классы. С изменениями экономических оснований социальной жизни, появлением рынка труда, товаров и услуг происходили перемены в образе жизни, психологии, правосознании значительного числа людей, повышался статус науки и образования.

Все это происходило на фоне роста экономического могущества целого ряда европейских государств. Вокруг наиболее крупных из них складывался особый социально-экономический универсум, или "мир-экономика" (Ф. Бродель). Государство, располагавшееся в центре такого "мира-экономики", всегда было незаурядным, сильным, динамичным, зачастую довольно агрессивным, способным внушать ближним и дальним соседям уважение и даже страх. Таковыми являлись Венеция в XV в., Голландия в XVII в., Англия в XVIII—XIX вв. Они имели сильные правительства, добившиеся стабильного социального порядка внутри их стран, гарантировавшие предпринимательские и торговые свободы, способные при решении внешнеэкономических и внешнеполитических проблем прибегать к насилию. Эти государства в лице их правящих элит были готовы делить свою власть с капиталом. Служа себе, они служили и капиталу, организовывали процесс восхождения буржуазии и политическую практику меркантилизма для высшего и среднего классов.

Все эти процессы активизировали динамику становления европейских гражданских обществ, призванных уравновесить властные амбиции сильных государств, не позволить последним превратиться в политических монстров, заполнить собою все социальное пространство и обратить "мир-экономику" в малое подобие "административной вселенной".

С отказом от традиционной системы замкнутых натуральных хозяйств, с распадом жестких феодальных структур и развитием товарно-денежных отношений перед индивидом расширяется социальное пространство свободы. У него появляются значительные возможности в выборе занятий и форм социального самоопределения и самоутверждения.