Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные ...

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

добровольное, самоуправляемое формирование, со­зданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления ...

АТТИТЮД

- англ. attitude, social; нем. Einstellung, soziale (Attitude). 1. Общая ориентация индивида на определенный соц. ...

ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ

фаза развития политических противоречий. Политического процесса внутри того или иного государства, которая характеризуется организованной вооруженной ...

БЕНТАМ

Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, ...

Нормативно-ценностная ориентированность нравственного и морального сознания

Между моралью и нравственностью имеются существенные различия. Если мораль предполагает ограниченность социальной активности субъекта характером его общественных ролей, его положением во внутригрупповой иерархии, то нравственность — это преимущественно "надролевое" или "сверхролевое" поведение, выходящее за пределы гетерономных зависимостей в сферу истинной автономии духа, где у человека есть возможность при любых обстоятельствах вести себя как целостный субъект, как носитель родовой сущности.

Если в морали индивид — это подчиненный элемент социальной системы, активность которого детерминирована состоянием той общности, к которой он принадлежит, то в нравственности он выступает как свободный от корпоративных пристрастий субъект, имеющий мужество пользоваться собственным разумом, доверяющий своей интуиции и своим нравственным чувствам.

Мораль и нравственность соотносятся между собой как предел и беспредельность: первая — это вольное или невольное отстаивание множественности разнообразных общественных перегородок, разъединяющих людей по разным социальным основаниям, а вторая — отрицание разъединяющих факторов во имя всеобщего единства, во имя человека как целостного, а не разорванного существа. В тех социально-исторических условиях, где человек вынужден вести отчужденное существование, нравственные абсолюты позволяют ему не утратить представлений о высших социокультурных "сверхзадачах" родового бытия.

Если на протяжении истории цивилизации общественный человек чаще всего выступал как гетерономный, частичный индивид, отчужденный от собственной сущности, то в сфере нравственности ему удавалось воссоединяться с ней, с лучшим, что имелось в содержании его социальности.

Особенность морали как комплекса норм и ценностей состоит в том, что ее субъекты сознают себя прежде всего представителями и выразителями интересов определенных социальных общностей — стран, наций, государственных образований, классов, сословий, партий, коллективов, групп.

Нормы морали отличаются следующими свойствами:

1) распространяются преимущественно на членов данной социальной общности;

2) требуют, чтобы субъект согласовывал свое поведение с поведенческими стереотипами, принятыми в той общности, членом которой он является;

3) требуют, чтобы социальная активность субъектов соответствовала их функциям и положению во внутригрупповых иерархиях;

4) психологическим стражем на пути к их нарушениям выступает стыд как боязнь осуждения со стороны социального окружения.

Нормы морали со всей силой присущей им императивности навязывают личности совершенно определенный тип мироотношения. Они не признают за ней права на мировоззренческое и этическое самоопределение в каком-либо ином ценностном направлении, не вписывающемся в реестр ее нормативных образцов, поэтому в сфере позитивной морали человек не является полноправным хозяином собственного "Я". Его "Я" должно принадлежать данной социальной общности, а сам он обязан выступать в роли ее "типичного представителя".

Индивидуальная моральность предполагает развитие у личности в первую очередь приспособительных качеств, способности растворяться в общности, сливаться с ней в единое целое, ставить ее интересы выше собственных, исходить в принимаемых решениях из принципа приоритета общего "Мы" над индивидуальным "Я", уметь вписывать свою активность в строго очерченные нормативные пределы.

На развитие адаптивных свойств и качеств направлены соответствующие средства воспитательно-педагогического воздействия. Они имеют своей целью перевод индивида с нижней ступеньки первоначально-доморального состояния, где он еще не отождествляет себя ни с одной из "взрослых" социальных общностей, в новое качество, позволяющее ему сознавать себя "частью целого", хорошо пригнанной к системе, способной поддерживать устоявшееся в ней динамическое равновесие и воспроизводить существующие внутри нее моральные отношения.

Нормы позитивной морали всегда относительны. Предполагается, что у каждой общности могут быть свои представления о добре и зле, должном и сущем. В их свете добром является то, что служит интересам данной общности и представляющих ее индивидов.