Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МАКИАВЕЛЛИЗМ

— образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с ...

НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА

теории - концеп­туальное осмысление определенной структуры международных полити­ческих отношений, оформленных (или неоформленных) в рамках соот­ветствующих ...

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ

состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантиру­ющие политическим субъектам их законную суверенность. Международная ...

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой ...

КЛАССЫ

(лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Марк­са, являющиеся основой, на которой ...

Социальные законы и социальный индивид

В тоталитарном "крысарии" царит "Дьявол Социальности", насаждающий свои низменные и жестокие социальные законы, низводящий людей до уровня социального сырья. В главе, которая так и называется — "Социальные законы", — иронически излагается их суть. Согласно автору, всякий, кто утверждает, будто общество — это самое сложное явление, глубоко заблуждается. На самом деле общество легко изучаемо, ибо его законы примитивны, а социальные структуры предельно просты в деталях и сложны лишь в нагромождениях. В основе социальных законов лежит стремление индивидов и групп к самосохранению и улучшению условий существования. Вот некоторые из этих законов: I) меньше риска, больше выгоды; 2) меньше ответственности и больше почета; 3) меньше дать и больше взять; 4) меньше зависимости от других и больше зависимости других от тебя; 5) обман — наиболее выгодная форма социального поведения и др. Эти законы легко открываются и усваиваются индивидами. Они соответствуют природе человека и делают его жизнеспособным, поэтому необходимы огромные усилия, чтобы противостоять им. Культура, мораль, религия всегда пытались ограничивать действие социальных законов, и всегда находились люди, которые шли наперекор им, но они оказались несокрушимы. Новое общество не смогло создать такие социальные институты, которые смогли бы противостоять социальным законам, и в итоге те обрели в условиях "псизма" страшную силу, вознесли на вершины власти множество грязных и злобных ничтожеств.

Социальный индивид — это существо, хорошо адаптированное к действию социальных законов. Он обладает чрезвычайной изворотливостью, большой силой хватания и высокой степенью опасности для окружающих. У него есть два основных принципа, в соответствии с которыми он действует: 1) добровольно не делать ничего такого, что противоречит его интересам; 2) если можно безнаказанно использовать свое социальное положение в своих интересах, то надо использовать его максимально.

Социализация, формирование каждого такого индивида — это не упорядоченный процесс, а нечто, напоминающее хаотическое брожение, остающееся до поры до времени скрытым от внешнего наблюдения и часто обнаруживающее себя в неадекватных формах. Но абсолютное большинство социальных индивидов обречено пройти в конечном счете общую для всех трансформацию, чтобы все вместе они могли превратиться в умную машину, состоящую из глупцов и служащую еще более глупым ловкачам.

"Смылообраз" социального индивида получил развитие в образе "гомо советикуса". Занимающий центральное место в книге "Гомо Советикус", он высвечивает важную грань в социально-историческом типе советского человека, изображая его как "носителя трагедийной линии истории". Ему, в отличие от западного человека, очень трудно быть моральным, поскольку он поставлен в неимоверно жесткие социальные условия, которые значительно ниже обязательного этического минимума, необходимого для практического применения моральных норм. Оценивать его социальное поведение с помощью критериев этики и естественного права так же бессмысленно, как смотреть сквозь призму морали на поведение орд Чингиз-хана.