Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Интеллектуальная социологическая интуиция

Большинство мыслителей во все времена признавали, что вещи и явления несут в себе нечто гораздо большее, чем то, что в них доступно восприятию и основывающемуся на нем рассудочно-разумному анализу.

Многие из них считали, что познавательные и ориентационные возможности разума отнюдь не безграничны. И в те моменты, когда это осознавалось наиболее отчетливо и остро, рождались грустные сентенции, вроде известного сократовского признания: "Я знаю, что я ничего не знаю". Возникало болезненное состояние человеческого духа, и в первую очередь познающего разума. Из-за столкновения с неразрешимостью познавательных задач или неприемлемостью возможных путей их прояснения рождались нравственная угнетенность и подавленность познающего "Я". Декарт назвал это состояние интеллектуальной печалью.

Вывести человеческий дух из такого состояния зачастую помогала такая познавательная способность, как интеллектуальная интуиция.

Когда, где социологический разум бессилен перед мраком непостижимых тайн социального бытия, интеллектуальная интуиция, активно использующая скрытые резервы подсознания и сверхсознания, продолжает погружение человеческого духа в глубины этих тайн. Ею движет уверенность в том, что под покровом социальной действительности скрыта вторая реальность, непохожая на эту и несущая в себе первопричины того, что происходит в социальном мире. Для интеллектуальной интуиции вес сущее, в том числе и право, живет и движется не только в пределах наблюдаемых физических измерении. У права есть и другая, ненаблюдаемая, тайная жизнь. Правовая реальность многомерна и уход и 1 своими корнями в сверхкаузальный мир, где пребывают причины причин, высшие, абсолютные первонормы, первосмыслы и первоценности, задающие людям определенные модели социального поведения.

Использование резервов интеллектуальной интуиции предполагает несколько условий. Во-первых, субъект познания должен знать о предмете своего познавательного интереса все, что знает о нем современная наука. Во-вторых, он должен пребывать в состоянии озадаченности проблемой, быть прицельно сосредоточенном на ней, и эта познавательно-психологическая установка должна быть достаточно устойчивой и глубокой. И только при наличии этих двух условий становится возможным подключение бессознательных резервов интеллектуальной интуиции.