Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социум в доправовом состоянии

Тема доправового, или естественного состояния, в котором могут пребывать человеческие сообщества, является классической для социальной мысли. Возникшая в лоне древних мифологий в виде преданий о давних доисторических временах, она впоследствии заняла важное место в трактатах мыслителей, рассуждавших о проблемах генезиса цивилизации.

Аристотель утверждал в трактате "Политика", что общности людей, не имеющих государства, права и законов, являются наихудшими из всех возможных. В них человек не может использовать данную ему природой умственную силу в должном направлении. Естественное состояние способствует тому, что люди большей частью проявляют низменность своих пристрастий в дикости и нечестивости поведения. "Если, — пишет Аристотель, — где-то до сих пор и сохранились еще такие естественные условия, то жить в них способны лишь существа, недоразвитые в нравственном отношении, либо же некие "сверхчеловеки", живущие исключительно войной и не признающие никаких законов".

Аристотель отступает от устойчивой мифологической традиции изображения естественного состояния как "золотого века" с характерными для него картинами безмятежной идиллии и всеобщего благоденствия. Его взгляд реалистичен и трезв. Впоследствии именно такая трактовка естественного состояния будет преобладать в социально-правовых исследованиях европейских мыслителей, которые не могли не принимать во внимание такую характерную для доправового состояния реалию, как "война всех против всех" вместе с присущей ей практикой вседозволенности, дикого разгула страстей и инстинктов, инцеста, каннибализма, кровной мести и т. д.

Спиноза характеризовал естественное состояние с позиций таких признаков, как отсутствие цивилизованности, нравственности, права, а следовательно, и критериев, позволяющих разграничивать добро и зло, справедливость и преступления. А поскольку люди в таких условиях руководствуются в основном эгоистическими вожделениями и диктатом неконтролируемых аффектов, то отношения между ними окрашены большей частью в тона злой враждебности.

Гоббс в своей книге "Левиафан" доправовое состояние изображает как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за собственную жизнь и жизнь своих близких. Агрессивность, корыстолюбие, эгоизм предопределяют большую часть человеческих поступков. И когда разные люди, движимые сходными потребностями и желаниями, устремляются к одним и тем же предметам вожделений, предназначенных лишь для единичного обладания, то они неизменно становятся врагами. Между ними возникают враждебно-антагонистические отношения, не вписывающиеся в рамки социокультурных норм, а укладывающиеся в формулу "человек человеку волк".

При естественном порядке вещей крайне малы возможности для проявлений гуманности. Преобладает борьба за выживание, с неизбежностью переходящая в борьбу, нацеленную на взаимоуничтожение. В итоге господствует атмосфера насилия, вседозволенности и всеобъемлющего страха. Из всего этого складывается доправовое состояние, требующее от людей колоссальных усилий для его преобразования в состояние цивилизованное, правовое.