Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей ...
понятие, имеющее политико-юридический и социальный смысл. В политико-юридическом отношении г. синонимично подданству, как принадлежности лица ...
- англ. attitude, social; нем. Einstellung, soziale (Attitude). 1. Общая ориентация индивида на определенный соц. ...
(от лат. margo - край) - термин, употребляемый для обозначения социального качества сознания и поведения ...
(от лат. meritus – достойный и греч.kratos – власть; букв. – власть наиболее одаренных) – ...
Одним из проявлений этой переходной ситуации могут быть внутренние мотивационные конфликты экзистенциального характера, предполагающие сомнения личности относительно истинности своего пути в пространстве правовой реальности. На рефлексивно-рациональном уровне эти сомнения трансформируются в более или менее отчетливые вопросы к самому себе.
Ситуация становится особенно острой при явной нехватке необходимых компонентов социального и духовного опыта, когда искомые ответы либо не формулируются, либо же складываются в неудовлетворительном для личности виде.
Являясь существенным условием духовного становления и самоопределения личности в социально-правовой среде, экзистенциальные конфликты детерминируются следующими факторами:
а) внутренней логикой процесса социального и духовного развития личности, в основании которого находятся нравственно-правовые противоречия, периодически возникающие и требующие своего разрешения;
б) субъективной неудовлетворенностью личности состоянием объективных социально-правовых отношений и характером собственных связей с правовой реальностью;
в) переходной эпохой социально-исторического кризиса (если таковая налицо), когда исчезает прежняя определенность этических смыслов и заявляет о себе настоятельная необходимость поиска новых ценностных ориентиров в быстро меняющейся социальной реальности.
В переломные исторические периоды, когда в сознании личности рушится прежняя система ценностей, а новая еще далека от своего утверждения, особенно острой становится потребность в таких рациональных средствах, с помощью которых можно было бы создать новую картину мира. Если средства такого рода оказываются для человека по каким-то причинам недоступны, а имеющиеся в его распоряжении концепты не удовлетворяют его, то не исключено, что он может изменить направление духовных исканий и обратиться к формам культуры, имеющим нерациональную религиозно-мифологическую природу.
В процессе духовного развития личность способна перерастать ценностные границы, воздвигнутые доминирующими социо-нормативными системами. На определенном этапе духовной эволюции она может ощутить их сковывающее воздействие, почувствовать нарастающее противоречие между своими интересами и притязаниями и требованиями общества.
В качестве субъекта культуры, способного мыслить, чувствовать, совершать ответственный выбор, внутренне близкого к аутодетерминистскому типу социально-правового поведения, личность может не только подчиняться внешним требованиям и обстоятельствам, но и противостоять и противодействовать им как автономный субъект. При этом внутренним источником духовно-практической активности способны выступать экзистенциальные потребности, среди которых главное место занимает потребность в осмысленности, разумности и значимости собственного существования.