Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

МАРКЕТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

— (англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений ...

ТЕРОРИЗМ

(від лат. terror - жах, страх) – здійснення політичної боротьби засобами залякування, насильства аж до ...

МАРГИНАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

(от лат. margo - край) - термин, употребляемый для обозначения социального качества сознания и поведения ...

Эмоция страха и принцип устрашения как регуляторы социального поведения

Страх — это одна из самых сильных человеческих эмоций, укорененная в бессознательном, связанная с инстинктом самосохранения и чувством безопасности. При столкновениях с чем-то угрожающим, включаются механизмы воображения, которое начинает рисовать пугающие образы футуристического характера, связанные с ближайшими и отдаленными будущими бедами и несчастьями. На этом уровне темные предчувствия могут либо принимать вид фантастических видений, либо облекаться в рациональные языковые формы. Только значительным волевым усилием и активными, определенным образом направленными, практическими действиями человек может воспрепятствовать бесконтрольной игре воображения, грозящего превратить его в заложника собственных фобий.

Право при осуществлении своей кратической (властной) функции призвано гасить эмоции страха у законопослушных граждан, делать все необходимое, чтобы они могли существовать в достаточно комфортной атмосфере правовой защищенности и психологической безопасности. Одновременно правоохранительные органы вынуждены будить эмоции страха у тех, кто не склонен проявлять должного законопослушания.

Страх по своей природе адаптивен: происходящие под его воздействием психологические трансформации заставляют человека приспосабливать свое поведение к внешним требованиям. В свою очередь поведенческая адаптация нацелена на то, чтобы погасить эмоцию страха и вернуть психику в исходное, уравновешенное состояние.

Страх, по сравнению с другими эмоциями, способен оказывать наиболее сильное сдерживающее воздействие на человеческое поведение. Он делает человека невосприимчивым ко многим соблазнам и искушениям, в том числе к искушению вседозволенностью. На его свойстве резко сокращать число степеней свободы в индивидуальном поведении субъектов с незрелым правосознанием построено действие механизма юридической санкции.

Присутствующая в каждом норме права санкция предназначена для того, чтобы заблаговременно включать в индивидуальном сознании эмоции превентивного страха и заставлять человека заранее вносить соответствующие коррективы в свое социальное поведение. Сама по себе санкция еще не наносит ущерба, но предупреждает: "Если ты готов подчиняться закону, тебе нечего опасаться; но если ты пренебрегаешь законом, тогда берегись, ибо наказание не замедлит последовать".

Целевая природа правовых санкций амбивалентна: они призваны минимизировать чувство страха у законопослушных граждан и максимизировать его у тех, кто склонен к правонарушениям. В обоих случаях они служат одной задаче — демонстрировать реальную охранительную и карательную силу правового механизма.

В отличие от таких эмоциональных регуляторов социального поведения, как стыд и совесть, имеющих ярко выраженную этическую окрашенность, страх имморален. В нем доминирующая роль принадлежит такому мощному бессознательному фактору, как эгоистический инстинкт самосохранения. Это обстоятельство так или иначе определяло генезис и последующее формирование не только права, но и таких важнейших цивилизационных механизмов нормативной регуляции социального поведения, как религия и мораль. Так, в Ветхом завете многократно говорится о том, что в основе законопослушания лежит "страх Господень". Бог говорил Моисею: "Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих". А Моисей, в свою очередь, увещевал соплеменников: "Бог пришел... чтобы страх Его был перед лицом вашим, дабы вы не грешили".

Лишь с приходом христианства возникает нормативно-ценностный антитезис принципу устрашения в виде принципов любви и автономии воли как готовности подчиняться социальным нормам, служить добру и справедливости не за страх, а за совесть.