Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Социальные функции преступности

Можно выделить несколько социальных функций, которые выполняет преступность внутри цивидизационной системы.

Функция первая: преступления как разновидность социальной деятельности позволяют определенным категориям субъектов реализовывать свои трансгрессивные наклонности.

Внутри цивилизации всегда существуют возможности для разнообразных проявлений трансгрессивных наклонностей — путешествия, спорт, политика, сфера экономической конкуренции, наука, разные формы творческой деятельности. Но одновременно существует и область трансгрессивного резерва с набором видов деятельности для субъектов, не нашедших себя в позитивных, созидательных занятиях. Движимые потребностями в самоутверждении, в острых ощущениях, духом авантюризма, меркантильными побуждениями или избытком агрессивности, они преодолевают порог, разделяющий морально-правовую и криминальную области, и устремляются от дозволенного к запретному, переходят от законопослушного поведения к противоправному.

Функция вторая: преступления испытывают прочность, крепость и надежность нормативно-ценностной структуры цивилизации.

Преступность заставляет цивилизацию постоянно заниматься укреплением своих основ, регулярно совершенствовать и поддерживать в рабочем и боевом состоянии средства сдерживания и блокирования деструктивного напора. Поскольку этот напор идет изнутри и по множеству самых разных направлений, то в социальном теле цивилизации, по существу, нет ни одного участка, застрахованного от опасности криминализации. Таким образом преступность выполняет по отношению к цивидизационной системе, вынужденной заботиться о своем самосохранении и саморазвитии, мобилизационную функцию, не позволяющую цивилизованным субъектам полностью погрузиться в состояние благодушия и эйфории и забыть о существовании внутреннего противника.

Функция третья: преступления обозначают недолжные, левиантные линии вероятностного развития цивилизации.

Цивилизация предлагает субъектам среди множества вариантов разнообразных социальных действий далеко не все возможные, но в первую очередь должные, выбраковывая остальные. Но для подобной выбраковки необходимо обладать достоверной информацией о недоброкачественности предлагаемых возможностей. В этом смысле преступность помогает маркировать такие возможности. Являя собой один из атрибутов цивилизации, она обозначает и обнаруживает нежелательные, но вместе с тем реальные возможности ее трансформации, скрытые в самой ее сути. Фигура преступника при этом является своеобразным олицетворением ложных и часто трагических путей разрешения существующих противоречий социально-исторического процесса. Именно поэтому анализ проблем преступности позволяет обнаруживать опасные возможности и нежелательные тенденции, возникающие внутри этого процесса.