Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Теория социальных фактов и социальных связей

Дюркгейм выступает в своих исследованиях как рационалист-позитивист, который для объяснения общественных явлений и процессов не нуждается в выходах за пределы реальных социальных фактов. Именно социальные факты как таковые для него — альфа и омега социологического знания. Из них складывается объективная социальная реальность с ее социальными структурами и социальными институтами. Правовые идеи, нормы и ценности права вместе с соответствующими им или, напротив, противоречащими им поступками — все это для Дюркгейма тоже социальные факты.

Для социолога-наблюдателя социальным фактом является внешний по отношению к нему объект внимания. В социальных фактах всегда присутствует нечто типическое и безличное. Социолог не имеет права вкладывать в их содержание и изображение какие-либо субъективные моменты, свидетельствующие о его личном отношении к ним.

Основная задача исследователя состоит в том, чтобы отыскивать устойчивые причинные связи между отдельными социальными фактами, а затем формулировать общие закономерности развития и функционирования тех общественных систем, к которым относятся проанализированные социальные факты.

Исходные причины возникновения и существования социальных фактов пребывают не в природе, не в человеке, не в запредельном, потустороннем мире, а в обществе и не выходят за пределы социальной сферы.

Согласно Дюркгейму, право, как сугубо социальный феномен, необходимо объяснять лишь действием социальных факторов. Общественная система, внутри которой взаимодействуют индивиды, функционируют социальные группы и многочисленные институты, оказывает детерминирующее воздействие на правовую сферу.

В учении Дюркгейма важное место занимала концепция общественной солидарности, под которой он подразумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы солидарности — механическую и органическую. Первая характерна для архаических обществ и предполагает неразвитость личностных начал и доминирование репрессивных форм правосудия. Вторая присуща обществам с системой разделения труда и наличием индивидов с развитым самосознанием, позволяющим им испытывать связь с общественным целым. Этой органической солидарности соответствует реститутивное (восстановительное) право, ориентированное на постоянное исправление нарушений существующего порядка вещей.