Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
— (англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей; их объединений ...
Зиновьев создает сатирический образ советской социологической теории. Она предстает в виде "недавно разрешенной в разумных масштабах и в нужном направлении конкретной социологии". Автор говорит и об ее предыстории: при Хозяине все специалисты по общественным наукам отбирались из числа наиболее преданных ибанцев. В их обязанность входило не иметь ни малейшего представления ни о какой западной социологии. Они должны были руководствоваться положением "Ибанизм — вот социология в подлинном смысле слова", а все остальное рассматривать как ошибки и извращения. Один из новоявленных социологов, автор по фамилии Ибанов, создает книгу "Робкое и с разрешения начальства допущенное введение в так называемую конкретную социологию". Пользуются социологи, как и все обществоведы Ибанска, методом диалектики ("дубалектики"), под которым понимается способ "двигаться вслепую, в незнакомом пустом пространстве, заполненном воображаемыми препятствиями, двигаться без опоры, без сопротивления, без цели".
Внешне развитие общественных наук, в том числе и социологии, выглядело как массовое нашествие серости и оккупация ею всего плацдарма социогуманитарного знания. В этом процессе не замедлила обнаружиться своя закономерность: "Когда число людей, занятых поисками истины, превышает некий допустимый максимум, то в силу вступает закон: чем больше искателей истины, тем более чудовищные заблуждения порождают эти поиски. В таких случаях люди стремятся не столько к истине, сколько к удовлетворению своих личных целей за счет темы. Истина оказывается делом второстепенным"
Официозной, режимной и одновременно продажной социологии Зиновьев противопоставляет свою собственную глубинную социологию, основная задача которой - познание социальных механизмов, порождающих зло. Ее лишь в малой степени интересует внешняя феноменология существования тоталитарного социума с его борьбой за власть, политическими преступлениями, социальной несправедливостью, репрессиями. Задача социологической теории в том, чтобы избегать морально-правовых понятий, а пользоваться социологическими категориями. Ее предмет — глубинные процессы, происходящие в "преисподней истории", в индивидуальном и массовом сознании. Она позволяет обозначить два методологических подхода, один из которых состоит в том, чтобы персонифицировать социальные, надличные причины, а второй требует видеть во всем индивидуальном и частном проявления социальности. Сама глубинная социология придерживается второго метода. Ее подходы позволяют обнаружить такие закономерности, как несовпадение общественных оценок с реальной сущностью человека, или способность самых устойчивых и скверных недостатков общества быть порождением его самых лучших достоинств, или невозможность реализовать положительный идеал без отрицательных последствий. Они же позволяют выявлять сущность важнейших социальных процессов в обыденных, доступных наблюдению фактах эмпирической повседневности.