Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
во второй половине текущего столетия включает в свою орбиту все общественные явления, в первую очередь ...
- англ. attitude, social; нем. Einstellung, soziale (Attitude). 1. Общая ориентация индивида на определенный соц. ...
(лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения ...
современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само ...
теории - концептуальное осмысление определенной структуры международных политических отношений, оформленных (или неоформленных) в рамках соответствующих ...
Если в основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функционирующие независимо от воли и желаний людей, то социальный порядок, его установление и поддерживание требуют активных человеческих усилий. Когда такие усилия оказываются успешными и плодотворными, у социальной системы появляется возможность обрести такое качество, как цивилизованность, и называться цивилизацией.
Социальная система, стремясь к развитию и динамично-равновесной стабильности, разрабатывает средства и способы по нейтрализации деструктивного потенциала внутренних антагонизмов, по переводу общественных противоречий в режим равновесно-компромиссного существования, где отношения между противоположностями складывались бы не на основаниях имморально-неправовой вседозволенности, а были бы подчинены определенным нормам и принципам, открывающим путь к взаимополезному сотрудничеству. Так возникает особое социальное качество социальной системы — цивилизованность, противоположное дикости, варварству, состоянию "войны всех против всех". Социальная система, обладающая этим качеством, представляет собой цивилизацию.
Цивилизация — это сверхсложная система, обладающая иерархизированной структурой, стремящаяся к постоянному повышению меры своей функциональной эффективности, к рационализации и стандартизации своих нормативов, способная к самонастраиванию, саморегуляции, установлению таких структурно-функциональных связей, которые способны действовать длительное время и обеспечивать существование социума как упорядоченной целостности. Цивилизация создает необходимые организационно-технологические средства для преобразования природной среды, обеспечения жизнедеятельности социума и развития его культурного, духовного потенциала.
Как искусственная, многоцелевая социальная система, цивилизация стремится пребывать в равновесно-динамичном состоянии. Ее способность к саморегуляции и самосовершенствованию позволяет ей предпринимать успешные усилия по блокированию существующей опасности деструкции и хаоса. Направления ее организационно-регулятивных усилий разнообразны, поскольку источником опасности для нее могут выступать самые разные силы — от деструктивных процессов в экономических и политико-идеологических сферах до отдельных людей, одержимых разрушительными аффектами и страстями.
Ключевым принципом цивилизации как системы является принцип социального порядка, а главное ее требование к собственным подсистемам и элементам — это требование подчиняться существующим нормам и законам, следовать заданным образцам. Цивилизационной системе необходимо регулярное, ритмично-педантичное воспроизведение наличного порядка для того, чтобы успешно выполнять свою репродуктивную функцию. С этой целью создается ряд социальных институтов, не допускающих беспорядка, поддерживающих социальный порядок, — система государственной власти, правовые институты, политические организации. На это же направлена деятельность традиционных воспитательно-регулятивных средств — обычаев, традиций, моральных норм, а также средств суггестивного (внушающего) психолого-педагогического воздействия старших поколений на младшие.
Вся история цивилизации предстает как дискретный, временами прерывающийся процесс поиска и апробации средств по блокированию угрозы распространения социальной энтропии.
Цивилизация, борясь с угрозой катастрофического самораспада, стремится не просто упорядочить человеческое существование, но и создать удобообитаемую среду, внутри которой человек имел бы все необходимое, чтобы совершенствоваться, приумножать свой культурный, духовный потенциал.
Цивилизация, как наиболее грандиозная из форм социального порядка, представляет собой продукт многовековых преобразовательно-приспособительных усилий человечества. В итоге этих усилий сложились те более или менее приемлемые формы отношений индивидов друг с другом и средой обитания, которые в целом и составили социальное "тело" цивилизации. Тот порядок, без которого немыслима каждодневная жизнь цивилизованного общества, нельзя считать чем-то несущественным или случайным. В нем реализовалась, воплотилась с огромным трудом найденная усилиями многих поколений мера целесообразности в организации общественного бытия. Здесь каждая социальная форма стремится к своему оптимуму и если даже не достигает его в настоящий исторический момент, то надеется на это в будущем.
Цивилизация как упорядоченное целое - это одновременно и система и организация. Системой ее позволительно называть потому, что она имеет внутри себя элементы и подсистемы, связанные между собой по горизонтали, и в ней отчетливо просматриваются разнокачественные уровни, размещающиеся по вертикали.
Кроме структурно-статического аспекта, в цивилизации как системе очевиден аспект динамический. Она представляет собой развивающуюся целостность, изменяющуюся в социально-историческом времени, способную обеспечивать жизнедеятельность человека и воспроизводить самое себя.
В качестве организации цивилизация выступает как особый социальный организм, существующий для достижения определенных целей. Ее многоцелевым предназначением объясняется то, что она сама состоит из множества крупных и мелких организаций, выполняющих разнообразные функции, стремящихся к их рационализации и оптимизации. Как организация, цивилизация способна к саморегуляции, самонастраиванию, что позволяет ей эффективно действовать на протяжении длительных исторических периодов, время от времени внося радикальные коррективы в свои стратегии. Эта самокоррекция предстает как единство аккомодации (цивилизация заставляет субъектов подлаживаться под ее требования) и ассимиляции (цивилизация сама стремится приспособиться к психофизическим и социокультурным особенностям новых поколений). В итоге цивилизации удается сохранять и поддерживать необходимую для ее успешного развития меру социального порядка.