Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Взаимодействие социальности и духовности

Личность в процессе своего духовного становления постоянно сталкивается с воздействиями внешней социальной среды. Противоречия, возникающие при подобных столкновениях, часто позволяют ей обнаружить неадекватность своих воззрений, духовных притязаний, слабые места в своих представлениях о должном, идеальном. А это, в свою очередь, заставляет корректировать, вносить изменения в свою концепцию мира, социума и собственных отношений с ним. Появляется возможность нового понимания социальных обстоятельств, самой себя и своего социального предназначения.

От социального и духовного начал исходят различные требования. Первое настаивает на том, чтобы человек, подчиняясь интересам и нормам конкретной социальной общности, будь то группа, коллектив, партия или государство, не боялся возможных обвинений в корпоративном эгоизме, "квасном патриотизме" и даже национализме. При этом общность считала бы себя вправе заставить его пойти против чего угодно и кого угодно во имя духа корпоративности. Так, тоталитарные государства фашистского и коммунистического типа готовы были пойти войной на весь мир и вели за собой миллионы людей.

Иной характер носит духовность, подчиняющаяся не корпоративным нормам, а требованиям универсальных ценностей, общечеловеческих идеалов и потому имеющая силы противостоять партийной ангажированности, ложному патриотизму и национализму.

Э. Фромм предостерегал социологов от серьезной ошибки, которую он называл социологическим релятивизмом и под которой понимал склонность смотреть на человека как на марионетку, управляемую нитями социальных обстоятельств. Наличие в нем духовности препятствует такому взгляду.

Для духовного "Я" требования справедливости утрачивают индивидуально-частную и корпоративную ограниченность и превращаются в универсальные, естественно правовые требования абсолютной справедливости и всеобщего блага. Правосознание, соотносящее свои принципы и притязания с уровнем духовности, открыто в первую очередь нормам и ценностям естественного права. Эта открытость позволяет ему преодолевать неправовой эгоцентризм витального "Я" и этатистский релятивизм социального "Я", находящегося в плену императивов позитивного права.