Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Дивись також:

КОНФЛИКТ (теории)

— совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направле­ний исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение ...

КОНФЛИКТ

(лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения ...

КОНФЛИКТ (традиции

) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания ...

ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократи­ческого оптимизма, исходит из ...

КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО

— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный ...

Деструктивно-конструктивная природа конфликтов (Л. Козер)

Известный американский социолог Л. Козер в своих работах опирается на уже ставшее традиционным для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис об их способности выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции.

Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника.

К основным причинам конфликтов относятся дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

В тех социальных макросистемах, где нет разработанных, эффективных и апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект.

На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается жесткость социальной системы и негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций.

Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интег-ративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.

Знания, накопленные за полтора столетия существования социологии конфликта, позволяют увидеть в новом свете многие реалии повседневной социальной практики, отказаться от давних стереотипов обыденного миропонимания. Социальный конфликт предстает как амбивалентный феномен, несущий в себе одновременно и разрушительный и созидательный потенциал. То, какой из них будет задействован и реализован на практике, зависит в первую очередь от самих участников конфликта, от того, как видят и понимают природу конфликтных взаимодействий их лидеры и те, кто возглавляет данное государство, его институты в настоящий момент.

Современные знания о сущности и функциях социальных конфликтов дают возможность переструктурировать основную массу наличных знаний об обществе, правовой реальности, природе социальных взаимодействий, обнаружить в них новые смыслы, а с ними и возможность нетривиальных подходов к проблеме разрешения типовых морально-правовых противоречий.