Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Психологическая структура правосознания

Правосознание представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе наличных, реальных правоотношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно-практическими усилиями.

Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушному поведению, правосознание предполагает; а) понимание субъектом объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;

б) уверенностью способности права и закона обеспечить должный социальный порядок;

в) уважение к авторитету законной власти;

г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;

д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.

Стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создании условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для защиты их прав и свобод. В свою очередь личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, То есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственностью отношений с государством.

Правовая норма, сохраняя неизменной свою суть, способна, подобно мифическому Протею, обретать самые разные облики в индивидуальном правосознании. В этом состоит одна из причин ее действенности, поскольку бесконечное разнообразие ее внутренних форм выступает как средство адаптации универсальных императивных формул к индивидуальным особенностям каждой личности и судьбы.

Так, чья-то душа, не способная, допустим, вобрать в себя смысл того или иного запрета через назидательное морализирование старших, способна распахнуть свои створы и встать на путь истины после того, как она стала свидетелем чьего-то подвига или преступления, связанных с верностью закону или отступничеством от него. Тот, кто глух к религиозным заветам, может отозваться на затронутые струны чувств стыда или чести. А кто-то способен удерживаться от опасных шагов под воздействием какого-то запавшего в душу яркого и сильного впечатления-воспоминания или урока, который уже успела преподнести жизнь. То есть сколько людей, столько и путей, которыми номос входит в правосознание личности и заставляет ее сформулировать для себя собственные принципы своего социально-правового поведения. Таким образом он прочно обосновывается в "интерьере" субъективного мира личности, способствуя существованию нескольких разновидностей правового поведения. Во-первых, это самая нижняя ступень законопослушного поведения, в котором присутствует допустимый нормативно-правовой минимум, ниже которого уже начинается делинквентная область правонарушений. Во-вторых, это типовые, среднеуровневые модели правового поведения, позволяющие субъектам взаимодействовать в таком режиме социального сотрудничества, когда ни один из участников заключенных соглашений не пытается нарушать юридически закрепленных договоренностей. И в-третьих, это высшая ступень идеального, безупречного социально-правового поведения, детерминированного не только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними, нравственно-этическими мотивами: например, должник или его наследники возвращают крупный долг в ситуации, когда, в силу сложившихся обстоятельств, у кредитора нет никаких подтверждающих документов, к которым он мог бы апеллировать в судебном порядке.