Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как ...
(от лат. natio — племя, народ) - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, ...
(от лат. assimila-tio - уподобление, слияние, усвоение, Ассоциации индекс приспособление) - англ. assimilation; нем. Assimilation. ...
(от лат. аgressio – нападение) – незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против ...
(от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово: учение о пути, способе ...
Для мотивационных противоречий характерна содержательная многомерность, что позволяет группировать и типологизировать их по самым разным основаниям и критериям. Одним из наиболее серьезных опытов такой типологизации можно считать ретроспективный обзор кризисных форм самосознания, предпринятый Гегелем в "Феноменологии духа" (1807).
Не претендуя на исчерпывающую полноту исторического охвата всех форм самосознания, Гегель остановился прежде всего на тех, что отличаются не случайной, а необходимой, "субстанциальной" противоречивостью, чьи мотивационные конфликты являются этическими рефлексами эпохальных социально-исторических коллизий. Таковыми для него выступили типы стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.
1. Стоическое самосознание характерно для эпох деспотизма, всеобщего страха и рабства. Индивид, жаждущий свободы, но не имеющий возможности удовлетворить свою потребность в ней, удаляется в "простую существенность мысли". Это позволяет ему сохранить невозмутимость духа или, по крайней мере, поддерживать видимость спокойствия и невозмутимости.
2. Скептическому самосознанию свойственны попытки шагнуть навстречу свободе. Оно выходит из замкнутого состояния и пытается доказать себе и другим суверенность собственной мысли. Но на деле эта мысль оказывается не чем иным, как "бессознательной болтовней", бросающейся в крайности и постоянно противоречащей самой себе. Носители скептического сознания постоянно оказываются в ситуациях, когда удовольствие противоречить друг другу приобретается ценой противоречия с самим собой.
3. Несчастное самосознание. Его внутренние конфликты носят принципиально иной характер. Раздвоенное внутри себя между тяготением к бесконечному и собственной единичностью, между стремлением слиться с вечной божественной сущностью и невозможностью осуществить это, "несчастное сознание" представляет собой воплощенную "скорбь духа". Его носитель, сосредоточившийся на абстрактном принципе, отстранившийся от содержательного разнообразия ценностей жизни и культуры, может являть собой "себя самое высиживающую, столь же несчастную, сколь скудную личность".
4. Разорванное самосознание. Главной его чертой является утрата веры в устойчивость соииоморального законопорядка, имморализм и правовой нигилизм.
Разорванное сознание — феномен переходных исторических эпох, когда одна ценностно-нормативная система сменяется другой. В обстановке радикальной переоценки ценностей наиболее типичными оказываются три позиции:
а) отстаивание традиционной системы ценностей;
б) борьба за новое мировоззрение;
в) маргинальное состояние непричастности ни к одной из сторон образовавшейся антитезы.
Это третье состояние и является позицией разорванного сознания. Ее субъект утрачивает внутренний духовный стержень, теряет точку опоры, которая могла бы одновременно служить ему и точкой отсчета, критерием оценки драматических событий кризисной эпохи. Его собственная переоценка ценностей совершается в форме хаотического смешения всех прежних понятий и в первую очередь понятий морально-правовых. Именно в нормативно-ценностной сфере, и в первую очередь в области нравственных и правовых критериев, активность разорванного сознания обретает наибольшую очевидность и определенность.
Оценочный субъективизм достигает здесь степени абсолютной релятивности.