Социология: учебное пособие

Автор: | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

Методологические принципы

Маркс — рационалист и систематик, стремящийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические и, в частности, нормативно-ценностные построения подчиняются нескольким исходным принципам.

1. Принцип позитивизма (антиметафизичности).

Для Маркса не существуют ни метафизическая реальность, ни сверхчувственные абсолюты. Он восприимчив только к сугубо земным реалиям, уверен в их познаваемости. Ему неведомо чувство робости перед непознаваемыми глубинами бытия. Им владело умонастроение гностического сверхоптимизма, чреватое иллюзиями фиктивного всезнания и всемогущества. Общество он рассматривал как объект преобразовательных усилий человека. В человеке видел живую "сверхмашину", приспособленную для осуществления социальных авантюр. Его не интересовала экзистенциальная проблематика, вытесненная из поля его зрения убежденностью в однозначно социальной заданности и ориентированности всех человеческих устремлений.

Отвергая метафизику как миросозерцательную парадигму, Маркс не смог, однако, элиминировать метафизическое содержание из собственной доктрины. Оно присутствовало в его доктрине в виде мрачного демонизма, веры в творческую силу зла, ненависти к Богу, враждебного отношения к вечности, привязанности к бытию временному и бессмысленному, отрицания абсолютной ценности человеческой личности (Н. А. Бердяев).

2. Принцип отрицания (негативизма).

Теория Маркса — это феномен постклассической культуры нарождающегося модерна. Она возникает на почве распада классических традиций. Марксу ближе всего антагонистически ориентированный способ мироотношения, содержащий в себе сильный деструктивный компонент и предполагавший сугубо негативистское отношение к тем нормам и ценностям, которые не вписывались в круг его представлений. Его не устраивал тот путь, которым шла до сих пор мировая цивилизация. Он резко отрицательно относился к большинству классических социально-философских систем, построенных на "идеалистической" основе. Отвергал традиционную христианскую систему норм и ценностей, а с ней и принципы классического гуманизма, считая его "абстрактным", оторванным от реалий социальной практики. Не принимал универсальных естественно-правовых принципов.

3. Принцип социоцентризма.

Ранний Маркс являлся антропоцентристом, видел в человеке высшее существо, которое способно не просто самоутвердиться в мире за счет своих сущностных сил, но и преобразовать его в соответствии со своими притязаниями и нуждами. Зрелый Маркс перемещает доминанту, и его доктрина обретает черты социоцентризма, где социальное довлеет над индивидуальным, исчезает право личности на нравственную автономию, пропадает уважение к ней и интерес к исследованию ее глубинных структур.

Существование социальных общностей и в первую очередь классов с противоположными экономическими интересами становится главным предметом его исследований.

4. Принцип экономического детерминизма.

Согласно Марксу, миром правит не любовь и не голод, а социальная необходимость в форме материально-экономических интересов, безраздельно владеющих людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден, как и диктат инстинктов. Характер экономической детерминации всепроникающи определяет тип общества, его культуру и все стороны социальной жизни. Существует пять исторических разновидностей социальных отношений и столько же типов общественных систем, или общественно-экономических формаций — первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Они связаны между собой логикой линейного, поступательного прогресса: каждая последующая ступень выше предыдущей.

5. Принцип имморализма.

Являясь конкретной модификацией более широкого принципа негативизма, он позволил оправдать насилие как способ достижения политических целей социальными низами. Будучи универсализовано, насилие превратилось в ключевую формулу марксизма, стоящую за понятиями классовой борьбы, революционного террора, пролетарской диктатуры. В своей трактовке этих понятий Маркс шел по следам Макиавелли и Гегеля. У первого он взял принцип "цель оправдывает средства", у второго — идею зла как способа достижения добра. Важным свидетельством имморалистских ориентации Маркса явилось его явное равнодушие к морально-этической проблематике, выразившееся в отсутствии сколь-нибудь существенных работ по этике. Мотивы борьбы, силы, диктатуры, нетерпимости, воли к власти не оставляли места для мотивов любви, милосердия и толерантности. Все эти идеи и принципы соответствовали особенностям властной, нетерпимой натуры самого Маркса, душа которого была более открыта стихиям гнева и ненависти, чем любви (С. Н. Булгаков). В его личности и трудах, в его социологии и философии было много ненависти к Богу, мрачного демонизма, веры в творческую силу зла и насилия, вражды к вечности, привязанности к бытию временному и бессмысленному, презрения к человеческой личности и отрицания ее ценности (Н. А. Бердяев). В итоге марксизм обрел черты прямой апологетики "революционного" насилия и террора. Он подвел грандиозную теоретическую платформу под практику массовых политических преступлений.