Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576
— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодействия, зависимости и проявления конфликтов в общественной жизни. Социальный ...
теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из ...
(лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения ...
) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания ...
политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной ...
Социальной жизни людей не присущи признаки безмятежной идиллии. Напротив, она насыщена множеством разнообразных коммуникативных противоречий и конфликтов психологического, морального, правового характера.
Любой межсубъектный конфликт — это социальное явление. У животных нет конфликтов, а есть лишь бессознательные столкновения, основанные на инстинктивных стремлениях к выживанию. Конфликты же между людьми — это мотивированные акции, выступающие как следствия определенных социальных обстоятельств и представляющие собой причины дальнейших социальных изменений, процессов, событий.
Люди издавна убедились в том, что конфликты — необходимый элемент социальной реальности, что они не поддаются полному и окончательному устранению. Угаснув, придя к благополучному разрешению в одном месте, они тут же обнаруживаются в другом. Если исчезает один повод для конфликтов, то тут же может появиться другой.
Все это занимало, интриговало человеческую мысль, заставляло сосредоточенно исследовать природу конфликтов, предпринимать настойчивые попытки к постижению их сущности. Французский мыслитель XX в. Андре Глюксман высказал предположение о том, что конфликты — это вообще самое интересное из всего, что окружает человека: "Скажем, что нас так интересует в обычной любовной истории? Вовсе не то, что она приводит (или не приводит) к браку, ведущему к рождению детей и т. п., а то, что на ее пути неизбежны серьезные трудности... Итак, трудности, препятствия, жестокости и, если угодно, насилие, — вот те вызовы, звучащие в этой сфере, которые нужно принять и которые требуют определенного ответа. То, что нас здесь интересует, задевает, — это конфликт".
Конфликты разыгрываются не только в таких сферах, как любовь, брак и семья. Они заявляют о себе в экономике, политике, правоотношениях, в сферах религиозной, художественной, научной жизни.
Во второй половине двадцатого столетия научно-теоретический и практический интерес к проблемам социальных конфликтов привел к появлению множества исследовательских центров по их изучению. Такие центры возникли при ООН и ЮНЕСКО, в ряде университетов США и Европы. Стали выходить специальные конфликтологические журналы. Американские колледжи и университеты начали готовить студентов по новой специальности — "менеджер по конфликтам".
Все это привело к тому, что фактически сложилось и самостоятельное направление, отдельная отрасль научных знаний с одним общим предметом — конфликтология. Ее последующее развитие сопровождалось процессами внутренней дифференциации. В результате внутри нее выделилось много самостоятельных специализаций, именуемых философской, социологической, юридической, политической, этнической, психологической конфликтологией. Их представители разрабатывают соответственно философские, социологические, психологические и прочие концептуально-объяснительные модели.
В Советском Союзе эта проблематика долгое время игнорировалась, поскольку она не вписывалась в официальную идеологическую схему с господствующей в ней доктриной бесконфликтного развития социалистических общественных отношений. Серьезные фронтальные исследования социальных конфликтов стали возможны лишь накануне и после исторического краха СССР и коммунистической идеологии.
Интерес к социальным конфликтам был предопределен необходимостью решения двух важных и сложных задач. Первая — это необходимость в общественном самопознании. Вторая — необходимость в общественном самосовершенствовании. Для социологической мысли было совершенно очевидно, что чрезмерное обилие социальных конфликтов, характерное для прошлого и особенно для настоящего, требует специальных усилий в познавательном и нормативно-регулятивном направлениях, а значит постижения причин и сущности межсубъектных столкновений.